Несмотря на предпринимаемые в течение десятилетий меры по снижению уровня ртути в воздухе и воде, сочетание факторов изменения климата и чрезмерного вылова рыбы привело к тому, что уровни содержания ртути во многих видах рыбы, которые мы едим, продолжают расти.
В новом исследовании, приведенном в журнале Nature, исследователи Гарвардской школы инженерных и прикладных наук Джона А. Полсона и сообщили, что с 70-х по 2000-е годы уровень содержания метилртути в атлантической треске вырос на 23% из-за истощения рыбного ресурса.
Их расчеты также предсказали 56-процентное увеличение уровня ртути в атлантическом синем тунце с 1969 года по настоящее время в результате повышения температуры морской воды.
Метилртуть является мощным нейротоксином, который может влиять на неврологическое развитие, а также вызывать когнитивные и нервно-мышечные повреждения у взрослых.
«Потребители должны знать о рисках, связанных с употреблением ртути, особенно беременные женщины, - поясняет Джанилин Хатчингс, специалист по безопасности пищевых продуктов в StateFoodSafety. - Отравление ртутью может вызывать кожные заболевания, нарушение восприятия и врожденные дефекты. Эксперты не рекомендуют беременным женщинам есть рыбу, которая зачастую содержит высокий уровень ртути».
Климат и улов
По данным исследования, проведенного в 2016 году, по-настоящему шокирующим фактом среди этих результатов является то, что уровни ртути продолжали расти, пока выбросы ртути, произведенные человеком, снизились на 30% с 1990 по 2010 год.
Исследователи объяснили, что причина в том, что рыба ест и как передвигается. Рыба в верхней части пищевой цепочки содержит повышенный уровень ртути из-за биоаккумуляции.
Другими словами, в течение жизни она съедает много рыбы с небольшим количеством ртути. Эти малые дозы накапливаются, поскольку она потребляет как большие объемы рыбы, так и питается рыбой, содержащей много ртути.
«Это не означает, что нужно вообще избегать морепродуктов, - говорит Кристофер Шейд, основатель и генеральный директор компании Quicksilver Scientific. - Поскольку метилртуть биомагнифицируется в водных пищевых цепях, употребление в пищу морепродуктов из нижней части пищевой цепи, включая дикого лосося и сардины, значительно ограничивает воздействие ртути».
Причем тут чрезмерный вылов?
Биоаккумуляция ртути зависит от того, что ест конкретный вид рыбы. Избыточный вылов повлиял на уровень содержания ртути в некоторых рыбах из-за изменений в рационе. Поскольку, когда поголовье одного вида, который они едят, сократилось, они могут перейти на другую разновидность с высоким или низким содержанием ртути, тем самым повышая или понижая долю накопленной ртути.
Следовательно, атлантическая треска имела высокий уровень ртути, пока ее основной источник пищи, сельдь, не иссяк. Это привело к падению содержания ртути в треске. Когда популяция сельди пополнилась, содержание ртути в треске изменилось вместе с ней.
Климатические проблемы
Рыба в теплой воде вынуждена больше плавать. Так как температура воды повышается, рыба должна потреблять больше калорий. Больше калорий – значит, больше биоаккумуляции ртути среди крупных рыб, поскольку они едят больше, чтобы выжить.
«Изменение климата усугубит воздействие метилртути на человека через морепродукты, поэтому для защиты экосистем и здоровья человека нам необходимо регулировать как выбросы ртути, так и парниковые газы», - говорит доктор Элси Сандерленд, профессор в области экологических наук и инженерии.