Экс-главу Одесской ОГА Михеила Саакашвили вызвали на допрос на 18 декабря в качестве подозреваемого в уголовном производстве по признакам совершения ряда уголовных преступлений. Вероятнее всего следователь гостя не дождется. Просто потому что у Саакашвили нет причин самому приходить на неприятную беседу. Трансляции телеканалов оттуда не будет, а соратники могут истолковать такой визит, как проявление слабости. Дело политическое, значит никто никуда не идет. Крапка.
Главная проблема в том, что спокойный сценарий хождений на регулярные допросы и ожидание результатов экспертиз пленок сводят на нет главное преимущество Саакашвили – драйв и эмоциональный накал. Можно залезть на крышу, создав у сторонников нужное настроение, мобилизовать людей собраться на митинг практически без подготовки и даже освободить любимца из микроавтобуса правоохранителей. Но нельзя держать их в напряжении месяц, регулярно давая брифинги на тему «диктатура барыг», выходя с очередного допроса. Во-первых, это скучно. Во-вторых, картинка совершенно противоречит словам о диктатуре и репрессиях. В-третьих, отсутствие динамики и роста накала эмоций быстро приведет к сокращению количества приходящих поддержать подозреваемого. А предстоящие новогодние и рождественские праздники вообще могут поставить крест на сколь-нибудь заметном движении.
На самом деле самый оптимальный сценарий для политической игры Саакашвили невозможен без ошибок власти. Убивает не давление, а равнодушие. Если прокуратура на время забудет о Саакашвили, не будет вызывать его на допросы и делать громких заявлений – зрителю станет скучно. А поскольку экс-губернатор Одесской области уже мобилизовал максимум недовольных, новых сторонников в условиях информационного затишья брать неоткуда. Единственный шанс – глупость прокуратуры, которая сама предложит поиграть подозреваемому политику в «Поймай меня, если сможешь». Тогда будет картинка для телевидения, новости в украинских и зарубежных СМИ, а также самое главное – причина для мобилизации избирателя.
Пережить период новогоднего политического затишья, сохранив готовых к акциях сторонников в нужном эмоциональном состоянии – ключевая задача для Саакашвили. А чтобы в феврале и марте выйти на следующий уровень ему необходимо заручиться поддержкой влиятельных союзников. Свои максимальные возможности он уже продемонстрировал и их явно недостаточно для победы. Один в поле не воин – идеально характеризует перспективу. Вот только с союзниками ситуация драматичная. Те, кто хочет пополнить их ряды и те, кого хочет Саакашвили – совершенно разные люди.
Понятно, что верные депутаты Деревянко и Чумак не бросят лидера партии в одиночестве, но и серьезной поддержки оказать не смогут. Как ни крути, но к влиятельным фигурам в украинской политике их отнести трудно. Еврооптимисты Лещенко, Залищук и Найем не теряют надежды въехать в Верховную Раду следующего созыва в составе «Руха Новых Сил», но особой пользы принести тоже не могут. Тем более, что скандал с деньгами Курченко вызвал определенное беспокойство у представителей ЕС и США, с которыми эти политики координируют свои действия. Так что союзники не из самых надежных – депутатами остаться хотят, но на конфликт со старшими товарищами не пойдут. Как ни крути, но серьезную поддержку может оказать только кто-то из тяжеловесов. И тут всего три варианта.
Сформировавшийся де-факто союз Саакашвили с лидером Самопомичи Андреем Садовым де-факто уже сформировался, а депутаты Егор Соболев и Семен Семенченко больше работают на Саакашвили, чем на родную партию. Но союз этот работает уже на максимум возможностей просто потому, что Садовой не видит никакого смысла вкладывать больше ресурсов. Что он получит взамен? Поддержку на президентских выборах? Принципиально она поможет. Идти вместе на парламентские? Но у Самопомичи устоявшийся бренд и свой избиратель, который и без посторонней поддержки отдаст свои голоса. Несколько процентов в плюс от нового союзника могут обойтись дорого, да и согласится ли Саакашвили растворяться в Самопомичи – очень большой вопрос. Такая дружба слишком дорого выходит для обоих.
Союз с Тимошенко выглядит гораздо перспективнее. У Юлии Владимировны есть неплохой рейтинг, так что она может себе позволить мягкое поглощение заведомо более слабого союзника. Плюс, ее очень интересуют именно президентские выборы, а не парламентские. Судя по рейтингам на президентских выборах будет важен каждый процент и такой вип-агитатор, как Саакашвили, очень пригодился бы Юлии Владимировне. Другое дело, что многих симпатиков Саакашвили трудно будет убедить, что Тимошенко это новое лицо украинской власти. С другой стороны – дружбу «против Порошенко» можно красиво представить избирателю как меньшее зло и временный союз. Другое дело – расчет по результату и доверие между партнерами. При всей богатой истории Саакашвили Юлия Владимировна таких попутчиков кушает на завтрак после общей победы и косточек не оставляет. Михаил Николаевич может расспросить об этом своего кума Ющенко, тот в красках распишет новейшую историю.
Пожалуй, самым интересным вариантом для самостоятельного похода на парламентские выборы для Саакашвили стал бы союз с Игорем Коломойским. Ситуативно этот союз уже работал, но незадолго до скандала с «деньгами Курченко» распался. Опыт и связи Коломойского очень пригодились бы Саакашвили, хотя по охвату страны сетью парторганизаций «Укроп» значительно уступает Самопомичи и тем более Батькивщине. Но у Коломойского нет своего кандидата в президенты, а Саакашвили таковым не является по определению. А если хотите поговорить о парламентских, приходите перед парламентскими – платить за долгую подготовку с туманными перспективами Коломойский не привык. Свою личную борьбу за наследство Привата Игорь Валериевич перевел в удобное для себя шахматное поле судебных тяжб и уличные сцены больше не вызывают прежнего интереса. Саакашвили ему пока не нужен.
В условиях дефицита серьезных союзников развитие политического проекта Саакашвили будет принципиально зависеть даже не от его действий, а от формирования правил этой игры. В стремительной гонке и ожесточенном противостоянии Саакашвили чувствует себя, как рыба в воде. Позиционная борьба его убивает. Не говоря уже о том, что ресурсы тоже имеют свойство истощаться независимо от их источника. Тем более, что уголовное дело не закрыто, Дангадзе в СИЗО, а желание Луценко привлечь к экспертизе специалистов из ФБР и спецслужб Великобритании свидетельствуют о его уверенности в результате. Что тоже не сулит хороших новостей. Впрочем, учитывая невероятную способность Банковой делать роковые ошибки на ровном месте и возможность непредсказуемого прилета какого-нибудь «черного лебедя» ситуация может измениться в любой момент. И возможность Саакашвили возглавить уличный протест резко вырастет в цене…