Ограбление музея в Дрездене в 2019 году
Немецкие следователи до сих пор ищут улики в деле о недавней краже «бесценных» государственных сокровищ 18-го века из музея в Дрездене.
Как минимум два грабителя проникли в «Зеленый свод» - один из самых известных исторических музеев Германии - разбили небьющееся стекло и украли три коллекции драгоценных камней, относящихся к эпохе Августа Сильного, курфюрста Саксонии 18 века, накопившего огромное количество сокровищ.
Мир искусства изобилует ворованными драгоценностями: от исторических и культурных артефактов Британии, похищенных из бывших колоний страны, до картин и статуй, украденных нацистами и до сих пор возникающих в музеях и аукционах. В других случаях плоды пожинают международные художественные рынки, а общественность теряет связь с ценными предметами, которые контрабандой вывозятся из зон конфликта, в том числе из разграбленного национального музея Ирака.
Кража «Мона Лизы» в 1911 году
Кто-то украл знаменитую Мона Лизу кисти Леонардо да Винчи 21 августа 1911 года из Лувра в Париже. Как сообщил Теренс Макардл из The Post, во времена ограбления картина на самом деле не была настолько известной.
«Воровство изменило то, как мир видел Мона Лизу», - пишет он.
Как объяснил Макардл: «Да Винчи написал свой шедевр в 1507 году, но только в 19 веке критики начали считать эту работу венцом флорентийской живописи эпохи Возрождения. В 1911 году Мона Лиза еще не была мгновенно узнаваема. Когда The Washington Post впервые сообщила о краже и оценила стоимость картины в 5 миллионов долларов, газета по ошибке опубликовала картину «Монна Ванна» - эскиз углем, который, как полагают некоторые, сделал да Винчи, готовясь нарисовать Мона Лизу».
О «Мона Лизе» не было ни слуха ни духа больше двух лет, в течение которых очарование таинственной незнакомкой только росло. Следователи в итоге задержали виновника: Винченцо Перуджа, итальянского гражданина и художника со склонностью к мелким преступлениям. Перуджа, который, как сообщается, выглядел в суде невменяемым, сказал, что он украл картину по националистическим причинам: он хотел вернуть «Мона Лизу» в Италию, где она была нарисована.
Рождественская кража в Мексиканском музее антропологии в 1985 году
В Рождество 1985 года воры украли 140 предметов из обихода майя, ацтеков и других коренных жителей Мексики из Национального музея антропологии Мехико, что стало крупнейшей кражей доколумбовых предметов искусства.
Событие шокировало мексиканцев. «Они лишили нас части нашей истории. Как мы можем оценить этот ущерб?» - сказал журналистам тогдашний куратор музея Фелипе Солис.
Происшествие еще и опозорило музейных работников. По сообщениям, на тот момент на дежурстве находилось лишь восемь охранников, а системы сигнализации не было.
«Во время кражи со взломом охранники, как сообщается, были пьяны или спали, - сообщала газета Los Angeles Times. - В музее были найдены печенье и стаканы с остатками спиртного».
К счастью, объекты были найдены три года спустя.
Как сообщила The Post во время ограбления: «Музей заявил, что считает воров профессионалами, которые собирались продать артефакты за границу. Но несколько экспертов в США сказали, что воры забрали настолько хорошо известные предметы, что им будет сложно их сбыть».
Кража «Крика» в 1994 и 2004 годах
В феврале 1994 года для крика наверняка был повод: двое мужчин поднялись по лестнице, разбили окно и украли «Крик» - картину норвежского художника Эдварда Мунка 1893 года из Национальной галереи Осло. Все произошло в день открытия зимних Олимпийских игр, хозяйкой на которых была Норвегия.
Воры даже оставили записку: «Спасибо за плохую охрану».
Кража, произошедшая менее чем за минуту, была зафиксирована видеокамерами, пока половина полиции страны была мобилизована для защиты высокопоставленных лиц на церемонии открытия Олимпийских игр в Лиллехаммере, в 115 милях к северу от столицы».
Спустя три месяца следователи обнаружили шедевр в целости и сохранности.
Второе ограбление, однако, вызвало крики ужаса у посетителей музея Мунка в Осло, где экспонировался «Крик» в августе 2004 года.
В ходе этого ограбления два вооруженных человека ворвались в музей в середине дня, грозя охраннику пистолетом и крича по-норвежски, украли «Крик» и другую картину художника, «Мадонна».
Картины были возвращены в музей два года спустя.
«Человек-паук» ограбил Парижский музей современного искусства в 2010 году
В феврале 2017 года парижский уголовный суд приговорил Вьерана Томича, прозванного «Человек-паук» за его пресловутую ловкость, к восьми годам тюремного заключения за кражу пяти шедевров, в том числе работ Пикассо и Матисса, из городского музея современного искусства в мае 2010 года.
К моменту ограбления Томич уже нашел покупателя: торговца антиквариатом Жана Мишеля Корвеса, который был приговорен к семи годам тюремного заключения за помощь в организации преступления.
В 2019 году Томич рассказал, как однажды случайно проходил мимо музея и понял, что в одном окне не было камеры, и точно такое же окно он недавно легко разобрал. Находясь в музее на экскурсии, он заметил, что некоторые датчики движения сломаны.
«Это открытие восхитило Томича, который охарактеризовал грабеж как полет воображения, - пишет Джейк Халперн из The New Yorker. - Он сказал мне: «Я иногда какое-то время думаю, а затем, как по волшебству, - но без волшебной палочки, - у меня возникает формула для преодоления препятствия».