…Знаете, кого мне напоминают депутаты от Слуги народа? Стремительно меняющие действительность, в один присест покончившие с депутатской неприкосновенностью, отменяющие десятками законы, и уже позарившиеся на Верховный суд…
Они напоминают кинговских лангольеров – фантастических существ из одноименной повести, юрких и целеустремленных, поедающих выдохшуюся реальность Вчерашнего дня. Дня, где спички не зажигаются, пиво не пенится и ни что не имеет ни вкуса, ни запаха, ни «внутренней субстанции».
Вчерашний день, как бы он не был хорош или мрачен, счастлив или трагичен, неотвратимо превращается в пустой кокон, в котором кусочки внезапно стареющей реальности с хрустом перемалываются миллионами зубастых тварей.
Со Вчерашними днями так обычно и случается.
Вчерашний день может быть самым счастливым в твоей жизни. Это может быть День Победы, победы, которая кажется окончательной. Что, собственно говоря, не меняет сути - он будет сожран лангольерами, как и любой другой.
Вчерашний день может быть самым трагичным в жизни – твоей и страны, днем поражения, днем жертв Иловайска и Дебальцева. Днем смерти мечты или еще чего-то. И он так же не имеет никакого шанса просуществовать дольше, чем положено.
Лангольеры у Кинга нужны для того, чтобы время не застаивалось, не засорялось прошлым, чтобы оно продвигалось вперед –да-да – в том самом турборежиме.
И, возможно, как в нашем случае, чтобы крутились мельничные крылья законотворчества, с разлетающимися вокруг бумажными хлопьями законопроектов. И жернова их перемалывали судьбы, идеи, ценности Вчерашнего дня, потрескивая лишь на некоторых – особо прочных и краеугольных.
Вы слышите, как пилы их зубов кромсают реальность? Ту реальность, которая еще пять минут назад казалась незыблемой как сама вечность. А тут вдруг –уффрр!- и так легко испарилась метеоритным следом.
Вспомним, сколько лишних дней и лет пересидели на своих местах «вчерашние» из позапрошлого уже ЦВК! Скольких сил и нервов забрали договорняки и междусобойчики по разделу мест и влияния в постмайданном Центризбиркоме! А когда желающих оказалось больше, чем мест и нужно было и овец не обидеть, и волков насытить, даже закон приняли, раздувающий состав ЦВК!
И что ж? Подкотились зубастые твари – и нет его. И люди, засевшие лет на десять в добротные кресла, вмиг оказались у разбитого корыта.
Какая победа была – Избирательный кодекс! Мечта долгих лет политиков разных поколений! О сакральных открытых списках, открывающих новую эру и снившихся нам по ночам. И вот – мгновенно съедены лонгольерским вето…
В ужасе и надежде вслушиваемся в гул на горизонте: кто следующий? А вдруг не все съедят? А вдруг поперхнутся?
Те, кто сегодня ждет в тревоге, пять лет назад сами были лангольерами.
В 2014-м пришли с Майдана, перемолов кости Януковичу и его камарилье. Обрушили налаженные схемы, проглотили нарождающуюся пацанскую империю вместе с межигорьями и золотыми батонами.
Ланголеьеры с коктейлями Молотова рассекли тот мир смолисто-черными полосами бензиновой гари, и он рассыпался. А на его место пришел день Завтрашний, с новыми красками и запахами, с призрачным ощущением торжества новой эры.
Активисты и активистки Майдана, независимые журналисты, сотники революции Достоинства ворвались в парламент. И я им прощал и пентхаусы, и неизвестно за какие деньги купленные внедорожники, и кнопкодавство (ради высоких целей) и законы про е-декларирование журналистов. Только ради одного – чтобы они побыстрее сожрали Вчерашний день.
Санитары времени, как и санитары леса не всегда приятны на вид и запах в процессе работы, но отлично истребляют всяческую дохлятину.
День, когда они были призваны Майданом, был их днем.
Но увы! За пять лет он не мог не стать Вчерашним днем. Это не его вина. Это не ошибка прошлой элиты, не злонамеренное затягивание поступательного движения. Это такая суть времени. События, как и человек, стареют. А оно, время - нет. Одному поколению, писал философ Арнольд Тойнби, положено дать ответ лишь на один цивилизационный вызов. Лишь на один. Новые вызовы им не по силам, и время призывает на баррикады новые поколения.
Новый не означает- лучше. Это значит - другой. Попытка вернуть из прошлого золотой век обречена. Никто и никогда не поднимет новый Майдан под лозунгом: «Вернуть все как было раньше!» Это то же самое что продать выдохшееся пиво, хоть банка с этикеткой осталась такой же яркой и привлекательной.
Помните граффити Первого Майдана на колоннах главпочтамта? Они почти стерты лангольерами. Как стерта сама идея помаранчевой революции – мы уже не помним: о чем она. Как стирается и тускнеет идея Евромайдана. Такова карма Вчерашнего дня, что он обязательно становится Вчерашним.
Особняки прошлых столетий радуют глаз архитектурой, но жить в них невозможно. Разве что, поменяв всю начинку и оставив пустую оболочку…
Они, эти лангоньеры, всегда были жестокими. Сначала они берутся за наших врагов, потом доходит дело и до нас самих. Те, кто сегодня с такой скоростью жрут прошлое, завтра буду сожраны сами.
И не потому, что совсем плохи. А потому, что устанут и устареют, обленятся и попытаются спрятаться от будущего в прошлом.
Мы ведь не Россия, где День очередного генсурка может длиться десятилетиями и веками. Мы –на фронтире, на разломе цивилизаций. Здесь «буревії часу» быстро выветривают, как половецкую бабу, любую личность, любого идола, любую идею.
Нет смысла требовать от лангольеров креатива, созидания. Их задача – утилизировать прошлое, чтобы освободить место для Завтра. Вчерашний день останется лишь в нашей памяти, а реальность изменится.
Политическое лангольерство шаг к новому витку нашей политической действительности, жестокая расправа с прошлым. Чтобы оно не путалось под ногами будущего. Чтобы будущее стало неотвратимым.
Может быть, это будет хреновое будущее. Очень хреновое. А может быть – офигенное! Но оно непременно будет.