СНБО ограничил в правах убитых российских генералов и погибших деятелей ЛДНР

СНБО ограничил в правах убитых российских генералов и погибших деятелей ЛДНР

В Киеве опубликован Указ президента Украины, согласно которому введены новые трехлетние персональные санкции против более чем пяти сотен людей, замешанных в конфликт на Донбассе. В списке граждане России и Украины, активы которых на территории Украины подлежат аресту и им полностью запрещены торговые операции, вывод капитала, операции с недвижимостью, приватизация и прочие экономические активности. Список архаичен, громоздок и никак не структурирован. Но «Спектр» смог его изучить и неожиданно обнаружил в нем давно убитых лидеров ДНР, растворившихся в России живых «сепаратистов» еще первой волны и полное отсутствие относительно свежих лидеров самопровозглашенных республик.

Совет национальной безопасности и обороны уже полгода как самый активный орган государственной власти в стране. Именно его избрал президент Украины Владимир Зеленский в качестве эффективной площадки для понятных его избирателю быстрых и простых решений. Решениями о введении санкций СНБО были, например, закрыты зимой три пророссийских телеканала, разработана какая-то закрытая стратегия деоккупации Донбасса, ограничены в правах олигархи Виктор Медведчук, Дмитрий Фирташ и Павел Фукс…

Да что там олигархи, персональными санкциями СНБО в Украине наказали всех существующих в мире 557 воров в законе и всех известных (согласно рейтингу, составленному в Офисе президента) местных контрабандистов!

Ограничения накладываются что называется без суда и следствия согласно закона Украины «О санкциях». Поэтому оспорить в суде их трудно.

24 июня 2021 года на сайте президента Украины Владимира Зеленского был опубликован очередной Указ 266 о введении персональных санкций согласно решению Совета национальной безопасности и обороны от 18 июня.

Им были введены санкции против россиян, граждан Украины из неподконтрольных районов Донбасса и Крыма, а также против юридических лиц типа российского «Аэрофлота». Нынешние украинские санкции — продолжение указов времен президента Петра Порошенко, они объявляются на три года, а потом списки, по идее, пересматриваются.

К указу прилагается два дополнения со списками людей и компаний. Список людей напоминает классическую «братскую могилу» — на профессиональном сленге юристов это документ, созданный совсем не для того, чтобы его читали. В нем 534 страницы и 538 имен, расположенных не по алфавиту и без какой-либо системы. В этой невероятной каше из фамилий и списков трехлетних ограничений, крайне трудно разобраться.

Список почему-то начинается с буквы «У» — с командира ЧВК «Вагнер» Дмитрия Уткина, вторым следует Тимур Валиулин из МВД России и далее идет уже российский миллиардер Виктор Вексельберг. Во глубине списка рядом с миллиардерами спрятаны десятки граждан России из числа простых бойцов ЧВК «Вагнер» — минометчики, пулеметчики, снайперы…

Между тем о подходах СНБО как главного «координационного органа по вопросам национальной безопасности и обороны при президенте Украины» к вопросам неподконтрольных правительству территорий Донбасса гораздо больше говорят как раз санкции к местным «сепаратистам».

И мертвым, и живым…

Больше всего в списке бросаются в глаза ограничения, примененные к мертвым. Например, на три следующих года блокируется все операции с финансами, недвижимостью, лицензиями, морскими судами и прочим у бывшего главы ДНР Александра Захарченко. Он бывший уже третий год — после того как Александра Захарченко с охраной и сопровождаемыми лицами взорвали в Донецке при входе в кафе «Сепар» на бульваре Пушкина.

Случилось это 31 августа 2018 года, с тех пор на месте взрыва мемориал, памятник Захарченко установили на кладбище возле Донецкого моря (так называют местное водохранилище в районе выезда на Мариуполь).

Список трехлетних ограничений в среднем на 13 позиций, большой и применимый исключительно к живым. Но известных мертвых в свежем списке СНБО все же удивительно много. Там есть умерший своей смертью в марте 2017 года Владимир Макович, известный тем, что именно он в апреле 2014 года зачитывал в захваченном сессионном зале Донецкого областного совета декларацию о суверенитете ДНР. Макович одно время занимал должность спикера народного совета, а в июне 2014 года его арестовывали за причастность к гибели оператора «Первого канала» Анатолия Кляна.

Несмотря на то, что Владимир Макович был легендой самопровозглашенной республики дошло до публичного сбора средств на гроб — денег после него не осталось никаких.

В списке санкций присутствует также бывший министр строительства и ЖКХ ДНР Василий Рассадников — он недолго занимал этот пост в 2014 году и тоже уже давно по естественным причинам умер.

Но самым заметным погибшим из списка отмеченных санкциями Украины является все же россиянин — генерал-майор Валерий Асапов.

О нем в украинском списке СНБО сообщается, что он командовал «1-м армейским корпусом Центра территориальных войск Южного военного округа Вооруженных сил Российской федерации"(имеется в виду командование 1 армейским корпусом ДНР-прим. «Спектра») и носил в Донецке псевдоним «Примаков». Впоследствии глава группы военных советников в Сирии к тому времени уже генерал-лейтенант Валерий Астапов погиб при минометном обстреле в сражении за город Дайр-эз-Заур 23 сентября 2017 года.

Это было в Сирии гораздо позже службы Астапова в качестве «отпускника» в Донецке.

Астапов посмертно удостоен звания «Герой Российской Федерации», похоронен в Москве, его именем, кроме всего прочего, названа площадь на российской авиабазе Хмеймим в Сирии. А в списке СНБО Украины он так и остался генерал-майором, командовать корпусом ДНР на Донбассе.

«Спасибо Зеленскому, что он помнит про нас!»

В списке свежих санкций также выделяется один из известнейших маргинальных персонажей из Донецка — глава ЦИК ДНР образца 2014 года Роман Лягин. Именно он объявлял результаты референдума о независимости ДНР 11 мая 2014 года.

Лягин со временем не вписался в структуры ДНР, имел проблемы с руководством республики и в итоге уехал из Донецка жить в Севастополь. А 14 июня 2019 года Роман Лягин был вдруг арестован в Киеве — можно предположить, что известный своей осторожностью человек выехал в Украину под чьи-то гарантии неприкосновенности, в Украине для таких случаев существует программа СБУ «Тебя ждут дома!». Но, на свою беду, Лягин не понимал, что в Киеве живут его активные и злопамятные земляки — в июне 2014-го именно он руководил захватом структурами ДНР Арт-пространства «Изоляция», где впоследствии сделали печально известный концлагерь.

Вокруг задержания Лягина поднялся большой шум в СМИ, его покровители из силовых структур, если они были, не стали проявлять себя, и один из основателей ДНР сидит уже два года в ожидании приговора суда в Лукьяновском СИЗО. На каждый суд приходят многочисленные активисты из числа дончан, работают привлеченные Арт-пространством «Изоляция» опытные юристы — Лягин вполне может получить солидный срок. И в дополнение ко всем неприятностям, Указом президента Украины следственно арестованного Романа Лягина внесли в санкционые списки — возможно это помешает ему производить торговые операции с тюремным буфетом.

Читая списки СНБО Украины, погруженному в тему ДНР корреспонденту есть над чем поразмышлять и вспомнить. Там есть практически полный состав местного правительства образца 2014 года.

«Этот список один в один повторят список, который был опубликован в 2015 году при Порошенко, просто тогда Захарченко уже был главой ДНР, но такого веса не имел — это был февраль-март 2015-го, и он в первых строках не стоял. В этом списке самый первый состав правительства, из свежих, нынешних, кстати, никого там нет. Напишите в тексте: Спасибо Зеленскому, что помнит о нас!» — говорит «Спектру» один из министров первого состава правительства ДНР. Этот человек есть в списках, но все равно не хочет светить в тексте свою фамилию — у многих чиновников самопровозглашенных республик на подконтрольной территории остались родственники, живут дети, сдается недвижимость…

Нужно сказать, что наш источник не совсем прав — мы обнаружили несколько чиновников из тех, первых списков времен Порошенко с обновленными данными о занимаемых сейчас в ДНР позициях. И есть люди, явно устаревшие данные о которых оказались нетронуты — это точно не полное повторение санкций Петра Порошенко.

Классики — не современники!

В Донецке после убийства Александра Захарченко очень много поменялось, его команду быстро и эффективно выдавили в Москву (но не из санкционного списка СНБО Украины), а в ДНР воцарилась непривычная «семибоярщина»: появилось как отдельный центр принятия экономических решений правительство, в составе которого выделились уже свои практически самостоятельные центры влияния. На первый план вышли люди из ЗАО «Внешторгсервис» (ВТС), зарегистрированной в Южной Осетии управляющей компании под которую в 2017 году попала вся местная тяжелая промышленность.

Это премьер Александр Ананченко и заместитель главы правительства генеральный директор ВТС бывший вице-губернатор Иркутской области Владимир Пашков. Довольно самостоятельную позицию также занимает курирующий социальный блок заместитель главы правительства Владимир Антонов.

С зимы часть шахт, один коксохимический и два металлургических завода отошли от ВТС под контроль местного «инвестора» Игоря Андреева — отошли не за деньги, наоборот за взятие на буксир металлургии весь бизнес Андреева на годы освобожден от налогов. А с весны в Донецке официально заговорили о приходе «нового хозяина» — все оставшиеся активы под управлением ВТС перешли к новому «инвестору» — бывшему заместителю главы правительства Воронежской области российскому предпринимателю Евгению Юрченко. Юрченко с 11 июня находится в Донецке, проводит пресс-конференции, дает интервью местным СМИ о сроках погашения задолженности по заработным платам, которые по словам «инвестора» составляют более 3 миллиардов гривен.

Тут нужно понимать, что ЛДНР достался серьезный кусок промышленности — рентабельные шахты, четыре коксохимических завода и два самых модернизированных в Украине металлургических предприятия — Алчевский металлургический комбинат и Енакиевский металлургический завод. В марте 2017 года все это имущество стоимостью в многие миллиарды долларов было не национализировано, а «взято под внешнее управление» — предполагалось, что на частную собственность никто не посягал. Теперь от бывшего украинского олигарха Сергея Курченко минуя «внешнее государственное управление» шахты, заводы и тысячи людей перешли к россиянину Евгению Юрченко. На каком основании, оформлено ли это как-то юридически, как это выглядит с точки зрения международного права и судов? Отслеживают ли процессы на захваченных украинских частных и государственных предприятиях в украинском СНБО?

Судя по спискам из Указа 266 — нет! Ананченко, Антонов, Пашков, Андреев, Юрченко в них отсутствуют.

В совокупности это выглядит как отсутствие предметного интереса к происходящему на неподконтрольных территориях Донбасса в принципе. Реинтеграция этих территорий, как говорят в Киеве — «не на часі"(не в повестке дня-рус). Ее время должно еще прийти, и тогда Алчевском и Енакиево, возможно, заинтересуются украинские политики.


«Президент Украины любит говорить о том, что люди его избрали, чтобы он принес быстрые результаты, — поясняет „Спектру“ украинский политолог Константин Батозский. — Мол, цель оправдывает средства. И поэтому для борьбы с олигархами и российской агентурой он использует механизм наложения персональных санкций от имени Совета национальной безопасности и обороны, распыляя, таким образом, ответственность за принятые решения на остальных чиновников. В истории с санкционным списком СНБО по Донбассу тоже была надежда на очередное эффективное быстрое решение и на то, что никто не будет вникать в детали, а между тем там нет порядка, там „мертвые души“. Что лишний раз подтверждает, что очередное решение СНБО готовилось в спешке без необходимой проработки на всех уровнях».

«Но на данный момент тактика „быстрых результатов“ себя оправдала, — продолжает Батозский. — Владимиру Зеленскому удалось стабилизировать собственный рейтинг и даже немного увеличить его. Но чем дальше тем больше становится понятно, что все проблемы страны не решить на заседаниях СНБО Украины, который сегодня все больше напоминает реввоенсовет времен большевистской революции. К тому же, настроившуюся на „чрезвычайные меры“ государственную машину будет крайне тяжело вернуть на рельсы реформ и законностей».

Как реально реагирует президентская вертикаль на проблемы и санкции понятных и близких ей людей видно на примере Филипа Киркорова, которого 22 июня 2021 года по письму СБУ включили в санкционные списки министерства культуры Украины как угрозу национальной безопасности с запретом на въезд в Украину, а уже 25-го по примерно такому же письму СБУ молниеносно исключили…

При этом Киркоров, как известно, каждый год гастролирует в Крыму.

А вот некоторые лично незнакомые президенту Украины люди уже четыре года как умерли, а все под санкциями…

Дмитрий Дурнев