Франция отмечает пятидесятилетие последней настоящей французской дуэли. 21 апреля 1967 года со шпагами в руках сошлись мэр Марселя, социалист Гастон Деффер и депутат от голлистской партии от департамента Валь-д’Уаз Рене Рибьер.
Причиной вызова на дуэль послужило публичное словесное оскорбление. Накануне, во время политических дебатов Рене Рибьер неоднократно прерывал речь Гастона Деффера, пока тот, не выдержав, не обратился к нему со словами: «Замолчите, болван!» По окончании заседания Рибьер потребовал извинений, но мэр Марселя извиняться отказался, и не получивший сатисфакции Рибьер немедленно направил к обидчику двоих секундантов. Как полагается по дуэльному уставу, последовал выбор оружия — шпаги. Арбитром выступил другой депутат от голлистской партии Жан де Липковски. Дуэль, проходившая в саду частного особняка в фешенебельном парижском пригороде Нейи-сюр-Сен, продлилась четыре минуты. За это время дважды пролилась кровь: Рибьер получил ранения в руку.
Впоследствии оказалось, что Рибьер никогда до этого дня не держал шпаги в руках. В 1910 году на дуэли дрался его дед, который смог помочь ему только советом. В отличие от противника, Деффер оказался опытном дуэлянтом, двадцатью годами ранее он уже выходил со шпагой против члена радикальной партии Поля Бастида.

На дуэли не было полиции, закрывшей глаза на происходящее, но присутствовали журналисты, один из присутствующих снял небольшой фильм. Генерал де Голль, заранее узнавший о дуэли, попробовал ее отменить и даже направил на место событий своих представителей. Ситуация осложнялась тем, что на следующий день после дуэли у Рибьера была назначена свадьба. На опубликованных в газетах фотографиях видно, как невеста перевязывает ему раны. Позднее Деффер, вспоминая о событии, неоднократно говорил, что хотел попасть Рибьеру в пах, чтобы испортить тому первую брачную ночь.
Предыдущая дуэль состоялась за девять лет до этого, 30 марта 1958 года неподалеку от города Вернон (департамент Эр). Ее участниками был 53-летний Сергей Лифарь и 72-летний маркиз де Куэвас, которые не сошлись в художественных взглядах. Ассистентом маркиза выступил небезызвестный Жан-Мари Ле Пен.
Со времени последней французской дуэли прошло пятьдесят лет. Прошли времена, когда для вызова на дуэль достаточно было сказать: «Тысяча чертей, сударь! Хоть я и гасконец, и приехал издалека, но не вам учить меня хорошим манерам!» Хорошие манеры забыты, за гораздо более сильными выражениями больше не следуют требования сатисфакции.
В 2008 году Николя Саркози, облеченный тогда президентскими полномочиями, обратился на Парижском сельскохозяйственном салоне к человеку, отказавшемуся пожать ему руку, со словами: «Отвали, придурок!» (Casse-toi, pauv’con!) . Евродепутат от британской националистической партии UKIP Найджел Фараж крикнул на одной из сессий Европарламента председателю Европейского совета Херману ван Ромпею, что у того «харизма, как у мокрой тряпки». Еще один депутат от UKIP, Годфри Блум, придя на собрание, посвященное теме «Женщины в политике», сказал: «в этом зале полно шлюх», а после этого ударил журналистку.
Евродепутат Даниэль Кон-Бендит в том же зале крикнул в адрес Марин Ле Пен: «Заткнись, несчастная!» (Tais-toi, pauvre fille), а также высказался в адрес ее отца, сказав, что Ле Пен — «позорище» для Европарламента. На это бывший глава Нацфронта незамедлительно ответил, обозвав Кон-Бендита «педофилом» под одобрительный смех дочери. Кандидат на французское президентство Жан-Люк Меланшон во время кампании 2012 г. обозвал журналистов «паразитами, нацфронтовской сволочью», а саму Марин Ле Пен — «фашисткой», за что та подала на Меланшона в суд. Словесные перепалки между отцом и дочерью Ле Пен, с одной стороны, и Меланшоном, с другой, и в предыдущую президентскую кампанию, и в нынешнюю, пестрят различными грубыми словами, кандидаты обвиняют друг друга в «тупости», «ограниченности», «ничтожестве». Их сторонники не стесняются и в более крепких выражения в адрес противников.
Преподаватель Гарвардского университета, специалист по когнитивной психологии Стивен Пинкер объясняет использование оскорбительных слов политиками «защитным механизмом мозга», который контролирует наши эмоции и инстинктивные реакции. По его мнению, ругаясь, мы задействуем самую архаичную часть мозга и получаем от этого немедленное и глубокое удовлетворение — сатисфакцию.