Проверять человека надо не малым, а большим. Вот не смог Сытник отказаться попить-покушать в Полесском-Сарны у авторитетных пацанов на 500 тыс грн. (это если без разбитых квадроциклов), а от 6 млн долларов – как черт от ладана. И Холодницкий тоже. Есть все-таки в Украине святые люди. И кто-то хитрый сделал этих святых людей пассивными участниками своей спецоперации. При этом один из святых людей испытывал, скорее, досаду, а второй – воодушевление. Что это вообще было – сейчас можно с уверенностью сказать только, что точно не борьба с коррупцией. Поскольку ну уж очень много странностей и вопросов без ответа.
Начнем с реакции сторон на событие. Казалось бы, грандиозная победа НАБУ. Которую медиа-пул соросят мог бы эксплуатировать месяцами. Но – имеем гробовое молчание Шабунина. ЦПК пишет что-то в режиме вяленькой констатации, без традиционного ликующе-быкующего пафоса и, что показательно, без чествования «героя» – «тайного агента» Шевченко. Лещенко публикует «тройную молнию» 12 июня, а вот дальнейшее – тишина. Что говорит о том, что произошли действия, явно не согласованные с демократическим обкомом. Более того, возможно, даже потенциально враждебные. А может, даже и не потенциально. Потому что как бы там Сытник с Холодницким в поте лица ни открещивались, что речь не идет о Байденах и Бурисме, речь идет. Идет-идет.
Ведь что получается? Работодатель семьи кандидата в президенты США дает рекордную взятку в 6 миллионов долларов украинским правоохранительным органам. Да в этом Киеве просто мафия в чистом виде. Каморра. И Байдены работают или работали, неважно, в этом клане украинских Сопрано. Простая и наглядная история, которую, когда утихнут волнения в США, можно легко продать избирателям. Такое количество налички, которую носят в чемоданах и сумках, видели только в сериалах.
Идем дальше. Гео Лерос по удивительному совпадению оказывается в месте события (без объяснения, что и почему он там делает), ведет оттуда фоторепортаж и практически уже выносит приговор. Налоговик Ильяшенко, отгружающий 6 млн долларов – человек Ермака, и именно благодаря главе Офиса президента он усидел на должности. Эту же мысль, только в более политкорректной форме, выражает Юрий Бутусов, который пишет по теме два поста. И в обоих упоминает связь Ильяшенко с Ермаком.
Никаких комментариев от Ермака. Вообще показательно, что у Зеленского об этом ничего, похоже, не знали – что очень хорошо иллюстрирует расстановку сил во власти. Офисные телеграм-каналы растерянно молчат. Выходит один единственный невразумительный пост о том, что история шита белыми нитками, и все это – «смешной бред». Таки да, сшита, но ключевой вопрос – кто портной? И да, бредом все это можно было бы назвать, если бы не одна маленькая деталь – 6 млн долларов кэшем.
Чьи это деньги? И почему Ильяшенко, ну очень тертый калач, успешно работавший при Януковиче, Порошенко и Зеленском, решил их передать зашкваренному агенту Шевченко, вел с ним переписку и переговоры в мессенджере, принимал у себя в кабинете и передавал деньги на парковке Налоговой? Версии о том, что Ильяшенко не до конца понимал, кто такой Шевченко, или думал, что ему мало давали – рассматривать не будем в силу их инфантильности. Логичное объяснение, которое уже раскручивается в СМИ: у Ильяшенко был успешный и неоднократный опыт подобного «сотрудничества» с Шевченко. Либо он получил санкцию на работу с Шевченко от владельца денег. Либо – и то, и другое.
Если предположить, что владелец денег – Злочевский, значит, у него были некие гаранты сделки по закрытию дела в Украине. И эти гаранты должны были быть очень влиятельными. Настолько, чтобы Злочевский был уверен в том, что им под силу порешать с Холодницким.
Кто же эти гаранты? Точно можно сказать, что очень расчётливые люди. Они уловили тренд бывших регионалов по возвращению в Украину. Штирлицев рвало на Родину. Сидеть в России или скитаться по европейским тюрьма, как Крючков с Онищенко, или даже сидеть в ОАЭ, как Злочевский – так себе вариант, по сравнению со старой доброй к ним Украиной. Приехал – и капитализация бизнеса увеличилась в разы. Злочевскому пообещали комфортное возвращение. Еще более комфортное, чем у Богатыревой – без ареста.
И здесь опять начинаются вопросы: почему Злочевскому предложили порешать именно по делу …1590 «Реал банка», которое прокурор Коломойского Кулик выделил из знаменитого 400-го дела? Того самого, через которое накануне президентских выборов Коломойский устраивал атаку на окружение Порошенко? Того самого, которое полностью дискредитировал Кулик, вписывая туда врагов Коломойского по алфавиту, начиная с Гонтаревой. Почему понадобилось выкупать сейчас за 6 млн, если можно было закрыть год назад за в 20 раз меньшую сумму, и Луценко бы еще станцевал бы Злочевскому ламбаду бонусом.
Кто убедил Злочевского, что именно это дело по купленной Курченко у Злочевского Херсонской нефтеперевалке, ставшей затем залогом НБУ по кредиту «Реал Банка» - это действительно важно и перспективно?
Кто занес в голову Шевченко идею спецоперации? Суперагент в своем посте даже не упоминает Сытника, и тем более Холодницкого. Публично называвшего Шевченко «ничем», и обвинявшего его в схематозе и участии в крышевании НАБУ Свинарчуков. Версия о том, что Ильяшенко — вот так сам вдруг решил порешать через Шевченко в интересах Злочевского, сомнительна. Скорее кто-то указал Ильяшенко на этот канал. И Шевченко очень грамотно руководили дистанционно, и явно не из НАБУ и САП, например, когда он отказался от первоначального предложения, чтобы клиент глубже заглотил крючок.
Шевченко принято считать близким к руководству НАБУ, но давайте вспомним о другой линии его контактов – о том, что он был пресс-секретарем Семенченко, о его статусе УБД, который, как пишет журналист Владимир Бойко, Шевченко «то ли подарил, то ли продал» Антон Геращенко. Героический Семен блокировал поезда с российским углем на Западной Украине, когда это было выгодно Коломойскому, но почему-то никто не видел Семена возле тех же поездов, завозящих тот же уголь на "Центрэнерго".
Ну и не менее важный вопрос. Под чьи гарантии Холодницкий мог пойти на такое сомнительное с правовой точки зрения действие, как фейковое закрытие дела в ЕРДР? Кто ему мог прогарантировать, что вот сейчас сюда не ворвется спецназ ГБР или СБУ и не повяжет его как соучастника Злочевского? Есть только один человек, который мог бы Холодницкому это прогарантировать.
Чтобы понять, кто заказчик, нужно понять, кому история выгодна. Она выгодна Авакову и Коломойскому, потому что усиливает Холодницкого и дает возможность досидеть до конца каденции, убедительный ответ Офису и Венедиктовой, поднимавших вопрос о сносе Холодницкого. И потому что это удар по Ермаку и ослабление Офиса, еще один гарпун в его тело. Вам мало пленок Ермака, мало флэшек Комарницкого, Тищенко – вот вам взяточник-налоговик Ермака. Ну и не стоит забывать, что для Коломойского Злочевский со своей Бурисмой – конкурент по нефтегазовому бизнесу. А тут вжух – и конкурент становится супертоксичным и невъездным.
Ну, и наконец, эта история выгодна тем, кто хочет разматывать и дальше украинский кейс Байденов. А кто эти силы, всем известно – ОПЗЖ и Коломойский. А вот для Сытника – пиррова победа, вроде бы и прививка от увольнения Радой, но вряд ли бы его и так уволили после меморандума с МВФ, а с другой стороны выходит, что Артем Сергеевич собственными руками подложил свинью американским коллегам. Пока свинья лежит молча. Но это пока.
Но что там с задержанными за взятку? Какой им залог назначил ВАКС? Задержанному Ильяшенко судья Вера Михайленко назначила 84 млн грн, хотя САП просила 101. Юристу Бурисмы с пророческой фамилией Андрею Киче – 40 млн грн. А бывшей начальнице организационно-распорядительного департамента Фискальной службы Елене Мазуровой – 120 млн грн. То есть, в целом – около 9 млн долларов, в полтора раза больше суммы взятки. Неясны только мотивы скидки Ильяшенко, который выступил в роли организатора взятки и пытался оказывать вооруженное сопротивление (выхватил пистолет) при задержании.
В этой теме ещё много интересного. И мы обязательно к ней вернёмся, освещая новые детали и подробности.