Я явно не старик, но и к молодежи меня отнести уже трудно. Я застал Совок во всей красе и хорошо помню эти ощущения. Причем некоторые из них я заставляю себя помнить, это вещи, забывать которые нельзя. И я сейчас не о вечном дефиците, очередях с ночи за молоком и прочих радостях, которыми принято отвечать любителям "самого вкусного в мире мороженого и колбасы по 2,20".
Я о намного более важных и страшных для себя вещах. О безумной несвободе. Если не о страхе (по молодости и дурости его было немного), то о вечном опасении и взгляде через плечо перед любым умерено откровенным разговоре. О тотальной, всепроникающей лжи вокруг. В которую никто вроде бы и не верит, но которую практически все транслируют. Об ощущении полного своего бессилия перед государственной машиной даже у тех, кто решался ей противостоять. О прощании с уезжающими из страны так, будто они даже не на другу планету улетают, а чуть ли не умирают для всех нас. (Первое письмо уехавшего друга шло ко мне семь месяцев.)
Чувство свинцовой беспросветности. Реальность, в которой самой безудержной фрондой была фига в кармане. И внутренняя свобода, которую обрести могли только единицы ценой полного отказа от намека на собственную безопасность. На что я сам, как я прекрасно понимал и тогда, не имел ни сил, ни мужества.
Мы и близко не изжили полностью наследие совка почти ни в одной сфере жизни. В первую очередь в массовом сознании, и как следствие, ни в экономике, ни в праве, ни в социалке. И конечно не стали полностью свободными. Но мы все уже привыкли в возможности дышать, говорить не оглядываясь и немалой личной свободе. Мы привыкли, что если нас пытаются обманывать. то как минимум пытаются делать ложь хоть немного правдоподобной. Мы привыкли, что с чиновником можно не соглашаться, а при необходимости воевать, и риски такого поведения не самые высокие.
И вот за последний год я вижу массу звоночков того, что нас пытаются загнать обратно в то стойло, олицетворением которого для меня был совок. Где-то умышленно. Где-то по тупости. Но таких примеров немало. И возможно, эти действия нынешней власти вызывают самую острую эмоциональную реакцию. Потому что память совка это не больная мозоль, это плохо сросшийся перелом.
Когда наши власти пытаются ограничить выезд граждан в заведомо более успешные и с значительно лучшей медициной страны, прикрываясь карантинными мерами - для меня это прямой сигнал "СОВОК". Потому что практически все страны мира ограничивают и регулируют порядок въезда. Но только Сев. Корея, частично Иран и в свое время СССР ограничивали выезд своих граждан.
Мы привыкли, что политики могут лгать. Но когда Глава Верховного суда говорит, что не слышала даже никогда о попытках подкупа судей, когда президент заявляет, что не понимает о каком кумовстве идет речь при 30 сотрудниках "квартала" во власти, это даже отсутствие стремления к правдоподобности. Это двоемыслие. То ли Оруэлл, то ли СОВОК.
Не просто впервые в новейшей истории Украины в ВР есть монобольшинство из партии президента. Не просто в режиме "взбесившегося принтера" рф-стайл принимаются законы, которые депутаты физически не могли успеть прочесть или просто увидеть. А оппозиции в ВР отказывают неделями и месяцами во внесении их проектов на рассмотрение, их последовательно ограничивают в их парламентских правах. И для меня это даже не чечетов-стайл или рф-стайл. Для меня это СОВОК.
Возможно это не самое страшное из того, что делает власть за последний год. Хватает более опасных и вредных шагов. Это и постоянные попытки односторонних уступок РФ. Это и последовательное преследование волонтеров и ветеранов. Возврат во власть рыгов всех мастей и оттенков. Игры с олигархами, развал армии, издевательства с карантином и медициной, угрозы и давление на малый бизнес при подыгрывании сверхкрупному. Много всякого. Но для меня лично, наверное, именно back in USSR самое острое психологически.
И в том числе об этом вы ходим завтра сказать. Завтра по всей стране, в большинстве городов в 14-00 акции "год Зеленского". Мы выходим подвести итоги этого года, как мы их видим. И показать власти, что мы не готовы идти по предложенному ими пути. И мы не дадим идти по этому пути им. Если вы чувствуете и понимаете происходящее так же как мы, приходите с нами. Это самый эффективный, а иногда единственный способ остановить власть. И он часто работает. Приходите, чтобы не пришлось потом опять протестовать методом "фига в кармане". Нам есть о чем сказать власти. Нас немало. И мы активны. Вместе мы можем многое.