28 октября в Грузии состоятся президентские выборы. Главным претендентом на высший государственный пост может стать бывший министр иностранных дел Саломе Зурабишвили, обладающая как грузинским, так и французским гражданством.
На бывшей российской военной базе в пригороде Тбилиси начались беспрецедентно масштабные военные учения с участием французских, американских и немецких военнослужащих.
Трудно сказать, по каким законам использует вето Саломе Зурабишвили, но хорошо знающие ее люди говорят, что лидера "Грузинской мечты" Бидзину Иванишвили ждет очередное разочарование, так как представительница эмигрантов в плане перемены настроений сильно не отстает от действующего президента Грузии Георгия Маргвелашвили.Потомок Нико Николадзе, дипломат, выросший во Франции, уже приняла решение, и у нее будет поддержка от Европы, России, если она действительно поддерживает Лаврова, эмиграции… Также у нее есть довольно-таки серьезный электорат — тбилисские сторонники, но в регионах она менее популярна.
Бывший министр обороны Грузии Тина Хидашели считает, что "Грузинской мечте" в лице Саломе Зурабишвили нужна так называемая "груша", на которую она в случае необходимости переложит вину за все проблемы и превратит в козла отпущения.Эксперт Гия Хухашвили же считает, что Зурабишвили не так просто подчинить, если она вообще станет президентом, так как в случае ее участия в выборах существует большая вероятность второго тура.
Второй тур, возможно, будет неизбежен, если нынешний президент Георгий Маргвелашвили решит включиться в выборы. Правда, на первый взгляд Маргвелашвили кажется сдавшимся, но никто не знает, что он придумает до 28 августа.
Он до конца играет на нервах большинства и до конца не раскрывает своего решения, хотя вероятнее всего торгуется за период после него и за кадры. Главное не то, выиграет Маргвелашвили выборы или нет, а то, что он может забрать избирателей у "Грузинской мечты" и увеличить вероятность второго тура.
Свой, либеральный избиратель есть у бывшего председателя парламента, лидера молодой партии "Движение строительства" Давида Усупашвили, который ведет переговоры с десятью партиями. Несмотря на конструктивную и разумную политику Усупашвили, у него очень низкий шанс выйти во второй тур.
Сравнительно оптимистично выглядят шансы кандидата от объединения "Сила в единстве" Григола Вашадзе и кандидата от партии "Европейская Грузия — движение за свободу" Давида Бакрадзе. Два крыла националов в Брюсселе вынудили пообещать, что они поддержат друг друга, но пока лидеры партий с удовольствием ругают друг друга. Трудно сказать, насколько достоверной и честной будет их поддержка друг друга во втором туре.Еще одной тайной президентских выборов остается то, кого назовет и назовет ли вообще "Грузинская мечта" кандидатом в президенты. То, что Бидзина Иванишвили разочарован в своей команде и институте президента, видно хорошо, но в его команде сейчас ведется большая борьба и перераспределение сил. Явно, что представители старой "Грузинской мечты" не скрывают своих симпатий к Саломе Зурабишвили, а новое, прозападное, а вернее проамериканское крыло делает акцент на необходимости представления своего кандидата. В этом контексте прозвучала фамилия еще одного грузинского дипломата — Зураба Пололикашвили, на которого действительно очень трудно найти компромат. Но для широкой грузинской общественности Пололикашвили менее известен, и на его пиар понадобятся довольно-таки серьезные финансы и время. О решении правящей партии, предположительно, станет известно в конце будущей недели, когда соберется Политсовет.
Еще одной интригой этого предвыборного марафона стало заявление бизнесмена Левана Васадзе о необходимости ухода из политики Иванишвили и его команды. Если Васадзе озвучивает решение российских политических кругов, политические силы технически если не полностью, то частично смогут уладить это дело в 2018 году. Если власти попытаются фальсифицировать выборы, то есть люди, в том числе Михаил Саакашвили, которые думают о повторении событий 2003 года. Хотя у самого Саакашвили, в отличие от 2003 года, может не получиться, так как у него больше нет авторитета. Его уже хорошо знают в Грузии.Также хорошо знают лейбориста Шалву Нателашвили, который участвует в президентских выборах, и у него уже есть поддержка 5% избирателей. Это, безусловно, не дает гарантий президентства, но факт, что, если он хорошо поработает, проведет одну фракцию в парламент 2020 года.
Пока ничего не говорит, но, возможно, шанс возобновить отношения с избирателями и объехать Грузию не упустит экс-спикер парламента, лидер партии "Демократическое движение" Нино Бурджанадзе.
Одним словом, в 2018 году население Грузии ждет довольно-таки большой выбор и интересные политические процессы. Согласно исследованию NDI, 74% избирателей не решили, за кого будут голосовать. Это же придает дополнительную интригу выборам, то есть выборы выиграет тот, кто лучше будет работать и потратит больше денег.