В Киевской Руси, в отличие от большинства стран средневековой Европы, среди ученых, писателей, поэтов, художников и даже государственных деятелей встречалось немало женщин. Одной из тех, чьё имя навеки осталось в истории, была дочь великого князя киевского Ярослава Мудрого, французская королева Анна Ярославна.
Князь Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа Ингигерде — Ирине, от которой имел шестерых сыновей и трёх дочерей. Старшей дочерью князя была Елизавета. После неё родились Анна и Анастасия. К сожалению, «Повесть временных лет» почти ничего не сообщает о рождении княжеских дочерей. Лишь относительно 1032 г. находим запись о том, что у Ярослава родилась дочь, которая даже не названа по имени. Таким образом, точная дата появления на свет Анны Ярославны неизвестна. Большинство исследователей считает наиболее вероятным 1028 г., между рождением сыновей Святослава и Всеволода.
Детство Анны прошло в Киеве, при дворе отца, правление которого стало периодом всеобщего расцвета страны. Киев строился, расширялась его территория, возводились замечательные здания. Делом государственной важности стало хранение и переписывание книг. Все больше появлялось школ и библиотек. Двор Ярослава привлекал поэтов, писателей и артистов. Частыми гостями в Киеве были иностранные послы. Хватало и развлечений: многочисленные праздники, охоты и пиры были обычным явлением при дворе любого средневекового правителя. Огромное внимание уделялось церкви. Росло количество епархий, а пышные церковные службы собирали в храмах значительное количество людей.
В отличии от мальчиков, которые недолго оставались под материнской опекой, девочки жили с матерью, на женской половине дворца до тех пор, пока их не выдавали замуж. Юная княжна росла в атмосфере уважения к родителям и почитания церковных догм. Она получила замечательное но тому времени образование: её учили грамоте, истории, иностранным языкам, рисованию, нению, а также арифметике. Конечно же, девушка должна была знать придворный церемониал и правила этикета, разбираться в ведении домашнего хозяйства и даже уметь прясть, шить и вышивать. Знати полагалось также уметь ездить верхом и владеть оружием.
Анну-девочку вместе с родителями, братьями и сестрами изобразил древнерусский художник на фреске Софии Киевской. Она одета в длинное византийское платье, украшенное шитьем и драгоценными камнями. На голове, поверх распущенных волос, меховая шапочка. К сожалению, фигура небольшая и лишена портретных черт.
В 1048 г. в Киев прибыло посольство из далекой Франции просить для своего короля Генриха I Капетинга руки Анны Ярославны. Возглавляли посольство епископ Готье Совейр и министр Гасселин де Шалпньяк. Генрих, которому в то время исполнилось 39 лет, был энергичным человеком, стремившимся объединить под своей властью все французские земли. Его первая жена Матильда умерла, не оставив наследника. В выборе второй жены Генрих руководствовался в первую очередь политическими соображениями, хотя французская средневековая хроника сообщает, что основной причиной сватовства к киевской княжне была красота Анны. И Генрих, и Ярослав надеялись получить взаимную выгоду от такого родственного союза. Французского короля привлекал военный и финансовый потенциал Руси, который он хотел использовать в борьбе с собственными вассалами, а Ярослав стремился к повышению международного авторитета своего государства и привлечению влиятельного союзника. После пышного приема и кратких переговоров посольство получило официальное согласие на брак Анны с Генрихом.
Начались сборы в дорогу. Анна получила богатое приданое и осенью 1048 г. отправилась во Францию. Путь предстоял долгий, впереди ждала неизвестность. Она прекрасно понимала, что больше никогда не увидит отца с матерью, сестер и братьев, родной город. Поздней осенью русское посольство прибыло в город Санлис, где тогда располагалась королевская резиденция, и княжна наконец познакомилась с будущим мужем. Весной королевский двор отправился в Реймс, где 14 мая 1049 г. Генрих торжественно обвенчался с Анной. Со стороны церкви возражений не было, так как окончательный раскол церквей на католическую и православную состоялся лишь в 1054 г. В честь свадьбы Анна подарила Реймскому кафедральному собору, где происходило венчание, Евангелие, позже получившее название Реймское. Эта великолепная, написанная кириллицей книга в богато украшенном окладе, изготовленная в Киеве при Софийском соборе, сегодня является древнейшей древнерусской книгой, известной учёным. Именно на этом Евангелии на протяжении многих лет приносили присягу во время коронации французские короли.
Во Франции жизнь Анны, которую французы называли Агнессой, складывалась нелегко. Двор с нетерпением ожидал рождения наследника престола, который появился лишь в 1053 г., когда Анна наконец родила сына Филиппа. В 1058 г. она уже имела троих сыновей. Филипп со временем стал королем Франции Филиппом I, Роберт умер в детском возрасте, а Гуго, граф де Вермандуа, прозванный Великим, прославился участием в крестовых походах.
Анна с детьми жила при дворе, который периодически размещался в разных городах. Определенное время она провела в Санлисе, затем в Суассоне, Париже, Лионе, Карби и Орлеане. Супруг почти все время посвящал войнам с соседями и непокорными вассалами, и Анне приходилось не только заниматься воспитанием детей, но и решать некоторые государственные вопросы.
Французская королева, приехавшая из далекой и до недавнего времени малоизвестной страны, пользовалась глубоким уважением среди европейских монархов, знали о ней и при папском дворе. Известно, что в конце 50-х годов XI в. к ней обратился с письмом папа Николай II. В письме он называет ее «знаменитой королевой», шлет свое апостольское благословение, пишет о том, что до него дошли слухи о ее уме, щедрости к церкви и благочестии, советует, как воспитывать королевских детей и направлять короля к рассудительности, умеренности и здравомыслию. Весьма вероятно, что письмо папы было вызвано церковным расколом и писал папа к Анне как к православной христианке, намекая на переход в католицизм. Возможно, именно после этого Анна приняла католическую веру: с 1060 г. она часто называет себя уже не Анной, а Агнессой — по имени католической святой.
Тем временем король Генрих, который находился на троне почти тридцать лет, решил передать престол сыну Филиппу. Таким образом он пытался избежать усобиц. 23 мая 1059 г. девятилетний Филипп I был коронован в Реймсе и стал французским королем. Через год, 4 августа 1060 г., Генрих внезапно скончался от сердечного приступа. После смерти мужа Анна продолжала заниматься воспитанием детей. В этом деле принимали участие и другие лица, в частности в одной из грамот Генриха I упоминается воспитатель короля Филиппа Ингеррон. Юного короля обучали грамоте, придворному этикету, геральдике, военному делу, танцам и пению. Регентом и опекуном Филиппа I стал Бодуэн Фландрский, которому пришлось взять на себя ответственность и за судьбу страны. Анна также помогала сыну руководить государством. Так, в 1063 г. Филипп I выдал грамоту Суассонскому аббатству, под которой, кроме его подписи, стояла и подпись матери. Писала Анна не латинскими буквами, а кириллицей: «Ана ръина» — «Анна королева».
Некоторое время Анна жила в Санлисе, где основала церковь и монастырь Св. Винсента. Сохранилась грамота — хартия Анны об основании в 1060 г. монастыря Сан-Версан, где она отмечала, что строительство велось на её личные деньги, подаренные Генрихом в день свадьбы, и вменяла в обязанность монахам молиться за грехи Генриха, Анны и Филиппа. С тех давних времен сохранилась небольшая часовенка, построенная в XI в. Прошли годы, и через несколько столетий возле её двери установили скульптуру Анны с надписью: «Анна Русская, королева французская, основательница собора в 1060 году».
Похоронив Генриха, Анна продолжала оставаться королевой: в соответствии с французскими законами она не имела права вторично выходить за-муж. Но такая судьба её не устраивала. Красивая тридцатидвухлетняя женщина не собиралась остаток жизни посвящать лишь основанию монастырей и прочим благочестивым делам. Она всей душой полюбила одного из крупнейших вассалов короля — графа Рауля II де Кресни, де Валуа. Любовь была взаимной, граф также давно обращал взоры на королеву. На пути к счастью у влюбленных возникло немало препятствий, но Рауль не боялся ни короля, ни церкви, ни людской молвы. Граф де Кресни уже был дважды женат. Первой его женой была Адель, родившая четверых детей и вскоре умершая, второй — Альнора Брабантская, которой он откровенно пренебрегал. В 1062 г., во время охоты в Санлисском лесу, Рауль похитил Анну и отвёз в Креспи, где и обвенчался с нею. Их поступок вызвал негодование, с одной стороны — королевского двора и священников, а с другой — законной жены Рауля. Альнора обратилась с жалобой в Ватикан. Папа Александр II не признал третий брак Рауля и велел ему вернуться к Альноре. Граф отказался, за что разгневанный папа своим эдиктом отлучил его от церкви. Хотя в средневековье отлучение и считалось страшной карой, влюбленные не обращали на это внимания и прожили счастливо ещё двенадцать лет. Умер граф Рауль де Креспи в 1074 г. в своем имении Мондилье.
В 1067 г. Филипп I достиг совершеннолетия, а через несколько лет вступил в брак с Бертой Фризской. Тем не менее, в этот период, как и ранее, встречаются подписи Анны под государственными бумагами. После смерти Рауля она возвратилась ко двору, где посвящала большую часть времени чтению книг и делам благочестия. Последняя подпись Анны датирована 1075 годом. Это был документ о подтверждении привилегий монастырю Пресвятой Богоматери в Пон-ле-Вуа. Но теперь уже Анна подписывалась не как королева, а как мать короля: «Знак Анны, матери короля Филиппа».
Как сложилась дальнейшая судьба Анны Ярославны — неизвестно, так же, как неизвестны ни год её смерти, ни место погребения. Возможно, как считают некоторые ученые, Анна возвратилась в Киев, где княжил её брат Изяслав, а, может, завершила свой жизненный путь на новой родине. Все "же большинство исследователей считает, что она умерла во Франции. В 1682 г. в аббатстве Вилье близ Форте-Алепс иезуит Франсуа Менестрье обнаружил надгробие с надписью «Здесь покоится госпожа Агнесса, жена короля Генриха». На камне была изображена женщина в загадочном головном уборе, напоминавшем княжеский. Филипп I умер в 1108 г. и похоронен в аббатстве Сен-Бену-сюр-Луар. Вряд ли Анна дожила до этого дня, в одной из французских хроник вскользь упоминалось, что в 1089 г. её уже не было в живых. Имеются также сведения, что король Филипп I в 1079 г. заказывал заупокойную мессу за отца с матерью в аббатстве Бове.
Дочь киевского великого князя Анна Ярославна — «Анна-королева», «Анна, мать короля», «Анна-Агнесса» — в течении всей жизни на чужбине постоянно заботилась о государственных интересах своей страны, содействовала развитию культуры и образования, воспитывала своих детей смелыми, честными и порядочными. Согласившись ради отца на брак с немолодым и нелюбимым человеком, она стала достойной представительницей своей Родины — Киевской Руси в далекой Франции.