Церковный и общественный деятель, писатель, ученый, педагог-реформатор. Елеазар Прокопович родился 7 июня 1681 г. в Киеве в семье купца Церейского. После смерти родителей его опекуном стал дядя по матери Феофан Прокопович — наместник киевского Братского Богоявленского монастыря, профессор и ректор Могилянского коллегиума. Он отдал Елеазара в монастырскую начальную школу, по окончании которой юноша стал студентом Киевского коллегиума. Он был одним из лучших учеников, овладел церковнославянским, греческим и латинским языками, побеждал во многих научных диспутах. Кроме традиционных для коллегиума дисциплин Елеазар изучал также труды европейских философов. Когда дяди не стало, молодого Елеазара поддержал киевский митрополит В. Ясинский. В 1698 г. Прокопович завершил учебу в Киеве и поступил во Владимир-Волынский униатский коллегиум, поселился в василианском монастыре, принял унию и постригся в монахи под именем Елисея. Униатский владимир-волынский епископ Заленский заметил чрезвычайные способности молодого монаха и содействовал его переводу в Римскую католическую академию Святого Афанасия, где готовили богословов для проповедования католицизма среди сторонников восточного православия. В Риме Елисей работал в библиотеке Ватикана, где изучал труды латинских и древнегреческих философов, догматы католической веры и организации папской церкви, произведения Т. Кампанеллы, Г. Галилея, Д. Бруно, Н. Коперника. 28 октября 1701 г. Прокопович оставил Рим, не закончив обучение, и побывал во Франции, Швейцарии, Германии. Одно время учился в Галле, где познакомился с идеями Реформации. В 1704 г. он вернулся в Украину — вначале в волынский Почаевский монастырь, затем в Киев, отрекся от католической веры, прошел обряд покаяния (епитимью) и постригся в православные монахи под именем Феофана — в честь своего дяди.
С 1705 г. Прокопович преподавал в Киево-Могилянской академии, написал учебник курса пиитики и риторики, создал трагикомедию «Владимир», посвященную гетману И. Мазепе. Одновременно он сочинял богословско-философские проповеди, лишенные школьной рутины и скуки, характерных для большинства ораторов того времени. Одну из них он провозгласил 5 июня 1706 г. в Печерском монастыре в присутствии Петра I, прибывшего в Киев. Царь заметил способного проповедника.
В 1707 г. Прокопович стал префектом Киево-Могилянской академии, а в 1709 г. в Софийском соборе снова провозгласил торжественную речь в честь Петра I, прибывшего в Киев после победы под Полтавой. В декабре того же года Прокопович в церкви Братского монастыря держал речь перед фаворитом царя князем А. Меньшиковым, после чего в 1711 г. был зачислен в состав царской свиты, вместе с Петром I отправлявшейся в Прутский военный поход. По возвращении Феофана, по требованию царя, назначили игуменом Братского монастыря, ректором Киево-Могилянской академии и профессором богословия. В этом новом своем качестве Прокопович осуществил полезные нововведения в Академии, в частности в методике преподавания.
В 1716 г., по желанию Петра I, он отправился в новую столицу России — Петербург. В отсутствие царя, находившегося за границей, ему покровительствовал Меньшиков. В 1718 г. Прокоповича назначили епископом псковским и нарвским и приблизили ко двору.
В 1721 г. царь для руководства делами церкви основал Духовную коллегию (будущий Синод), которая в своей деятельности руководствовалась «Духовным регламентом» Прокоповича. Главой Синода стал украинец С. Яворский, вице-президентом — Ф. Прокопович, официальный идеолог реформаторской деятельности Петра І в области церковного строительства, защитник царских нововведений.
По поручению царя Прокопович писал тексты всевозможных государственных документов, в частности предисловие к уставу военно-морских сил России — «Морскому регламенту». Ему же принадлежит очерк истории царствования Петра I от восхождения на престол до Полтавской битвы.
В 1724 г. Феофан по приказу царя написал указ, регулирующий монастырскую жизнь по образцу древних монашеских уставов и направляющий её на пользу обществу. Прокопович также принял активное участие в осуществлении реформ в России. Так, в книге «Розыск исторический» он доказывал, что христианский монарх может руководить церковными делами, но без права проводить церковные службы. Верхушка духовенства во главе с Яворским усматривала в этом проявление «еретизма» — отступление от догматов православия. Ведь верховенство светской власти над церковью было характерно только для протестантизма.
После смерти Петра I Прокопович содействовал коронации его жены, Екатерины I, невзирая на отсутствие царского завещания. В 1725 г. его назначили архиепископом новгородским и первым членом Синода — фактически главой Российской православной церкви.
Прокопович также зарекомендовал себя одним из организаторов отечественной науки: принял участие в создании Российской Академии наук, создал и возглавил «ученую дружину» — научный кружок, к которому принадлежали Татищев, Кантемир и другие деятели науки и культуры.
При всех преемниках Петра I — Екатерине I, Петре II, Анне Иоанновне, Прокопович сумел сохранить свой высокий политический статус при дворе. Однако в последнее десятилетие жизни он почти оставил научную деятельность, преследуемый антагонистами политики Петра I. Недруги интриговали против него, посылали доносы в Синод, пытаясь лишить высокого положения в церковной иерархии. 19 сентября 1736 г. Феофан Прокопович умер и был похоронен в Софийском соборе в Новгороде.
Жизнь и общественная деятельность Ф. Прокоповича разделяются на два этана — киевский (1705-1716 гг.) и петербургский. Во время первого он зарекомендовал себя блестящим, ученым, писателем, философом, педагогом; во время второго — церковным и политическим деятелем. Как преподаватель Киево-Могклянской академии Прокопович проявил себя реформатором, но примеру П. Могилы пытавшимся отойти от схоластического метода преподавания. Он первым начал пропагандировать в Академии труды Декарта, Локка, Спинозы, Гоббса, боровшихся за очищение человеческого сознания от средневековой схоластики, слепого подражания псевдонаучным догмам. Ь своих академических лекциях Прокопович призывал к рациональному мышлению — постижению истины путем приобретения знаний. В стенах Академии он преподавал как гуманитарные дисциплины — риторику, пиитику, философию, богословие, так и арифметику, геометрию.
Прокопович воспитал целую плеяду талантливых учеников (С. Кулябка, М. Козачинский, Г. Кониский, И. Томидевич, Т. Яновский), продолживших его начинания и внесших значительный вклад в развитие отечественной науки.
Во время петербургского периода жизни Прокопович и в новых условиях старался примирить науку с верой — создать богословскую систему, не отрицающую развития науки и признающую верховенство светского образования над церковным. Эти взгляды он положил в основу реформ в России. Нововведения Петра I теоретически обосновывали и защищали члены созданной Прокоповичем «ученой дружины», поддерживавшие развитие науки, ремесел, торговли, искусства, гуманистические элементы в образовании. Человек, считал Прокопович, по совершенству равен природе. Основой его деятельности должны быть активная позиция, честность, добросовестность в исполнении общественных обязанностей. Характер деятельности человека Прокопович связывал с его личной свободой и уровнем умственной активности, благодаря которым каждый может выбирать между добром и злом. В вопросе существования государства Прокопович отрицал вмешательство Божьего промысла и считал, что светская власть должна стоять выше церковной. Как сын своей эпохи он поддерживал идею абсолютизма в руководстве державой — единоличное правление образованного и мудрого монарха.
При жизни Петра I Прокопович был деятельным, энергичным и полезным его единомышленником. Во всех начинаниях, где требовались свежая мысль, интеллектуальная деятельность, обращенная к практическим потребностям времени, он выступал как трудолюбивый и умный исполнитель проектов царя. Однако, оказавшись после смерти Петра І в атмосфере частых дворцовых переворотов, интриг, доносов, коварства и неискренности высшей светской и церковной элиты, Прокопович далеко не всегда придерживался собственных, нередко идеалистических, убеждений, изложенных в его трудах. Отстаивая собственный высокий статус, а порой и жизнь, он не сумел избежать недостатков общества того времени и нередко олицетворял его непривлекательные стороны в борьбе с соперниками и попытках угодить новому монарху. И все-таки Ф. Прокопович остался в истории Украины и России одним из наиболее образованных и интеллектуальных писателей, ученых, церковных и политических деятелей начала XVIII в.