Сикорскому Игорю Ивановичу Богом был дан талант улучшать жизнь людей с помощью техники. И со своей миссией на земле он, несмотря на многочисленные препятствия, отлично справился. Игорь Иванович прославился как один из известнейших авиаконструкторов мира, автор самолетов и вертолетов, сконструированных на основе новейших технологий и ставших образцами передовой техники XX века.
Игорь Сикорский родился 6 июня (25 мая) 1889 г. в Киеве. Отец, Иван Алексеевич, был известным психиатром, психологом и педагогом, профессором Киевского университета Св. Владимира. Также он был одним из основателей нового направления исследований в области детской психологии и психотерапии, возглавлял научное общество психиатров, являлся автором многочисленных работ по психиатрии, психологии и неврологии. Мать Игоря, Мария Стефановна, урожденная Темрюк-Черкасова, кроме медицинского, получила обширное общее образование, прекрасно разбиралась в музыке, литературе, искусстве.
Игорь был самым младшим в семье, где очень любили детей, уделяли много внимания их воспитанию и развитию. Ему передалось много положительных черт характера отца: твердая воля в достижении цели, четкость, настойчивость в физической и интеллектуальной деятельности. У Сикорских была чудесная библиотека, хорошо оборудованная мастерская. Дома царила атмосфера доброжелательности и поддержки всех начинаний юных талантов.
Детские и юношеские увлечения Сикорского — биография Леонардо да Винчи, его рисунки летательных аппаратов, роман Жюля Верна «Робур-завоеватель», где рассказывается о воздушном корабле, невероятном по размерам и оснащению (прообраз вертолета). Полет на таком корабле однажды приснился мальчику и запомнился навсегда. Игорь учился в Первой киевской гимназии, по её окончании поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге (где получил образование его брат Сергей), но военная служба не увлекала. Около года он проучился в Парижской технической школе.
Еще в 9-летнем возрасте Игорь узнал о полетах братьев Райт и невероятно увлекся воздухоплаванием. В 1908 г. в Киеве, во дворе дома №15 на Большой Подвальной, где он жил (ныне Ярославов Вал), Сикорский сконструировал модель вертолета с ротором, приводимым в движение резиновым двигателем. Во время учебы на механическом факультете Киевского политехнического института (1908-1911 гг.) он спроектировал и построил несколько самолетов-бипланов и еще один вертолет. Семья поддерживала упрямого и настойчивого конструктора во всех его замыслах и начинаниях, понимая, что Игорь идет неизведанным путем, где каждого изобретателя подстерегает множество неожиданностей. Но едва ли не самой большой из них для семьи и окружения Сикорского стало его внезапное решение прекратить дальнейшую работу по созданию вертолетов. Сам он впоследствии объяснял это так: «Количество денег, времени и хлопот, необходимых для решения вертолетной проблемы, было большим, нежели имелось в моем распоряжении». А, возможно, юный конструктор понимал, что при помощи вертолетов человечество не решит главных проблем скорости и грузоподъемности летательных машин.Почти пять лет понадобилось братьям Райт, чтобы люди признали наконец их творения, а правительство обратило внимание на авиацию, все еще пребывавшую на грани циркового искусства. Как и в Европе, во многих городах Российской империи в начале XX в. возникают общества воздухоплавания, студенческие кружки, начинают выходить авиационные журналы, изобретатели от моделей и планеров переходят к созданию первых аэропланов.
Среди городов, имевших наибольшее значение для развития отечественной авиации, особое место принадлежит Киеву. В 1906 г. в Киевском политехническом институте при механическом факультете был создан аэрокружок, руководителем которого стал профессор механики Н. Б. Делоне. Этот кружок активно посещал Игорь Сикорский, параллельно конструируя летательные аппараты в домашней мастерской.
Творческий подход к работе и исключительная трудоспособность позволили молодому изобретателю сконструировать самолет С-6 с двигателем мощностью 100 лошадиных сил и кабиной для трех пассажиров. В декабре 1911 г. на нем был установлен мировой рекорд скорости — 111 км/ч. Эта модель и её модификации принесли Сикорскому заслуженную славу. В
1912 г. его приглашают на должность главного конструктора новосозданного авиационного отдела Русско-Балтийского завода (Санкт-Петербург). Этот завод развивался благодаря содействию двух влиятельных ведомств — военного и морского. Производство самолетов начиналось с нуля, задача была новой, и именно тут Сикорский переходит к тяжелому самолетостроению.
В это же время ему предлагают должность главного инженера создаваемой военно-морской авиации. Поразмыслив, он принимает оба предложения. Так появился особый род войск — авиация российского военно-морского флота. И. Сикорского на самом деле можно считать её основателем.
В конце 1912 г. Сикорский разрабатывает и подает для практического воплощения проект «большого аппарата». В 1913 г. самолет-великан, названный «Русским витязем», установил мировые рекорды грузоподъемности, продолжительности полета и высоты. Дальнейшее усовершенствование привело к созданию «Ильи Муромца», поднявшегося в небо в декабре 1913 г.
Еще в 1911 г. Сикорский пришел к мысли, что в будущем самолеты должны быть не только большими но размерам, весу и мощности. Экипаж должен состоять из нескольких человек, размещенных в комфортабельной кабине, чтобы работа не зависела от погодных условий. Конструкция подобного корабля во время полета должна обеспечивать доступ к разным его отсекам, в том числе и двигателям. Именно такие самолеты нужны были России с сё огромными расстояниями, бездорожьем и климатическими условиями. Сикорский прогнозировал использование таких гигантов на регулярных пассажирских линиях, для транспортировки срочных грузов и даже для освоения Сибири с её богатыми природными ресурсами. Также изобретатель мечтал о создании сети авиационных станций на трассе Северного морского пути.
Многомоторные воздушные корабли принесли Сикорскому заслуженное мировое признание и авторитет. На родине авиаконструктор становится национальным героем. В 1914 г. за выдающиеся достижения в сфере самолетостроения Сикорский получает диплом инженера в Петербургском политехническом институте.
Во время Первой мировой войны «Муромцы» эффективно использовались на фронте, всего их было построено 85 единиц шести модификаций. «Илья Муромец» стал в то же время и транспортно-пассажирским самолетом на первой воздушной линии Москва—Харьков. Кроме тяжелых самолетов, на протяжении 1914-1917 гг. И. Сикорский создает легкие истребители, морской разведчик, двухмоторный истребитель-бомбардировщик, штурмовик — практически все типы боевых самолетов. В 25 лет он становится кавалером ордена Св. Владимира IV степени — одной из высших наград Российской империи.
В 1919 г. конструктору пришлось выехать за границу, так как новое правительство России не считало нужным развивать авиацию и не выделяло средств на эту отрасль машиностроения. В чужих краях, вначале во Франции, а затем в США, Игорю Ивановичу пришлось пережить несколько нелегких лет. Не имея возможности устроиться на работу по специальности, он жил бедно, но не падал духом, веря, что его звезда обязательно взойдет. Устроившись в школу русских эмигрантов, преподавал математику, алгебру, геометрию, астрономию, авиацию. Увлекал слушателей грандиозными перспективами, открывавшимися перед летательной техникой. В его воображении самолеты уже летели через Атлантику, Тихий океан к Северной Америке, ставили мировые рекорды грузоподъемности, скорости, дальности и высоты.
В 1923 г. Сикорскому удается создать группу из бывших соотечественников, ставших членами акционерной самолетостроительной компании. Известный композитор Сергей Рахманинов приобрел у компании акций на 5 тысяч долларов, но все равно ей приходилось нелегко — не было нужных материалов, не хватало средств. Серьезной моральной поддержкой для Сикорского стал приезд из СССР его сестер — Ольги с 5-летней дочерью Игоря Ивановича от первого брака и Елены с двумя детьми. Он очень радовался встрече с родными, особенно с маленькой Таней. Племянник Дима (его стали называть Джимми) не отходил от дяди и в свободное от учебы время помогал ему строить самолет. Мальчик хорошо помнил, как его, шестилетнего, впервые покатали на «Илье Муромце» — тогда он стал самым маленьким авиапассажиром в Киеве.
Работа фирмы «Сикорский Аэроинжиниринг Корпорейшн» постепенно налаживалась, начался выпуск военных и пассажирских самолетов. Но творческая натура Сикорского не позволяла ему останавливаться на достигнутом. Он конструирует новый тип самолета — амфибии. Пассажирский С-38 после снятия колес превращался в гидросамолет, который мог садиться и взлетать с поверхности воды. Следующими значительными разработками Сикорского были С-40 на 40 пассажиров и крупнейший лайнер Америки того времени С-42 — быстроходный летающий клиппер, созданный в 1934 г. Он торжественно открыл трансокеанскую линию, став пионером перелетов через Тихий океан в Азию. Позже авиакомпания «Пан Америкен» успешно эксплуатировала эти самолеты и на трансатлантических линиях.
В конце 1930-х годов фирма Сикорского приступила к серийному производству вертолетов, ставших гордостью американцев и распространяемых во всем мире. Сбывалась юношеская мечта конструктора: создать летательный аппарат, который сразу бы поднимался с земли, а затем набирал высоту и скорость.
Первую модель Сикорский поднял в воздух самостоятельно 14 сентября 1939 г. Лучшим его детищем считают S-58, испытанный в 1954 г., — по своим эксплуатационным характеристикам он превзошел все вертолеты той поры.
В США Игорь Иванович женится во второй раз — на Елизавете Алексеевне Семеновой, с которой познакомился во время работы в школе. 27 января 1924 г. они обвенчались в православном храме Нью-Йорка. У счастливой семьи родилось четверо сыновей.
Деятельность И. Сикорского в США была разнообразной, но большинство его проектов имели гражданское, а не военное назначение. По словам людей, близко знавших выдающегося конструктора, он был исключительно миролюбивым человеком, главной миссией авиации считал облегчение жизни и труда людей.
В США И. Сикорскому лучше всего удавались тяжелые транспортно-пассажирские машины. Он первым сконструировал вертолет классической одновинтовой схемы. Эта схема, выбранная им в конце 30-х годов, используется теперь в 90% построенных в мире вертолетов.
Игорь Иванович Сикорский выполнил и личную жизненную программу: вместе с женой и сестрой воспитал пятерых детей, ставших достойными гражданами своей страны.