Украинский церковный деятель, митрополит ростовский, канонизован православной церковью. Автор фундаментального собрания житий святых «Четьи-Минеи», многочисленных посланий, морально-поучительных проповедей, богословских трактатов.
Даниил Саввич Туптало родился в Киеве в семье сотника, происходившего из мещан местечка Макаров на Киевщине. В 1650-х годах, во время Хмельниччины, Савва Туптало (1599-1703 гг.) вступил в Макаровскую казацкую сотню, сотником которой вскоре стал, а в 1666 т. переехал с семьей в Киев и поселился на Подоле. Уже в преклонном возрасте он участвовал в военных походах и в 1671 г. под Бышевом попал в польский плен, из которого, из уважения к старости Туптало, его освободил гетман Я. Собеский. В 1686 г. киевские казаки избрали С. Туптало сотником. Умер он в возрасте 104 лет и похоронен в Троицкой церкви киевского Кирилловского монастыря, старостой которой был. В храме над его могилой висел портрет, на котором сотник изображен с длинными седыми бородой и волосами, с посохом и в серебристом парчовом кафтане с золотыми пуговицами, подпоясанным шелковым «казацким» поясом. В углу портрета был изображен герб семьи Туптало — треугольник, символ Троицы.
Три дочери сотника стали монахинями Иорданского монастыря, расположенного рядом с Подолом, В 1710 г. одна из них, Параскева, в то время игуменья этой обители, завещала подольской церкви Святого Николая семейный дом, возведенный во второй половине XVJI в., — одноэтажное кирпичное сооружение с рельефным изображением герба Туптал на фронтоне.
В 1662-1665 гг. сын сотника, Даниил, учился в Киево-Могилянском коллегиуме под руководством выдающегося религиозного деятеля и мыслителя ректора И. Галятовского. Даниил был одним из лучших учеников, прекрасно владевшим латынью.
В 1668 г. игумен киевского Кирилловского монастыря М. Дзик принял Даниила в монахи под именем Дмитрия. Почти семь лет сын сотника провел в стенах этой обители, где занимался не только церковными делами, а и науками. Это позволило молодому иноку войти в круг наиболее образованных людей своего времени, находившихся в центре общественно-культурной, политической и религиозной жизни Украины.
25 марта 1668 г. в одном из старейших каневских монастырей (находившимся под покровительством гетмана П. Дорошенко) митрополит киевский И. Нелюбович-Тукальский совершил обряд посвящения Туптало в иеродьяконы.
В 1675 г. архиепископ черниговский Л. Баранович сделал Туптало иеромонахом прилуцкого Густынского монастыря. По рекомендации киево-печерского игумена М. Дзика Л. Баранович оставил будущего святителя (уже тогда в совершенстве овладевшего ораторским искусством) проповедником в кафедральном соборе Чернигова. С благословения Барановича, занимавшегося литературной деятельностью, Туптало написал сборник рассказов о чудесах, произошедших в черниговском Троицком монастыре.
С 1677 по 1679 гг. Туптало жил в Беларуси, где был проповедником Слуцкого церковного братства и имел возможность общаться с белорусским епископом Ф. Василевичем и настоятелем виленского Свято-Духовского монастыря К. Тризной. Возвратившись на Черниговщину, Дмитрий пребывал в Клюсовском Преображенском и Крупицко-Батуринском Николаевском монастырях. В последний (расположенный возле с. Осечь Бахмачского р-на) иеромонах Дмитрий прибыл по личному приглашению гетмана И. Самойловича и начал там писать свой дневник. В 1681 г. черниговский архиепископ Баранович перевел Туптало в игумены Максаковского Спасо-Преображенского монастыря, располагавшегося на Черниговщине в нынешнем Менском районе.
В 1684 г. Туптало, устав от хозяйственных хлопот — неизменных спутников игуменов, переехал в Киево-Печерский монастырь, где принял обет — создание 4-томной «Книги житий святых» («Четьев-Миней»), завершив её лишь через 20 лет.
Над составлением этого важного для православной церкви сборника трудились П. Могила, Л. Баранович и И. Гизель, но из-за трудностей в прочтении рукописных текстов, присланных из Греции и Москвы, работа была приостановлена. Вновь за этот нелегкий труд взялся архимандрит киевского Печерского монастыря В. Ясинский с монахами, а главным редактором назначили Туптало, выполнившего основную часть работы. Написание «Житий» отнимало у Дмитрия так много времени, что часто он засыпал за час до утренней церковной службы.
В 1686 г. Туптало пригласили на игуменство в глуховский Петропавловский монастырь на Черниговщине, где в 1695 г. по его заказу началось строительство каменного собора Святых Петра и Павла, до наших дней не сохранившегося. В монастырском ските Дмитрий продолжал писать «Жития». По преданию, вдоль дороги к скиту он посадил целую липовую аллею.
Первый том «Миней» был напечатан в 1688 г. в Киево-Печерской лавре, рассмотрен собором монастырских старцев и митрополитом и отправлен на одобрение патриарху. Туптало поддержал гетман И. Самойлович, просивший князя Б. Голицына для ускорения работы прислать из Москвы «Большие Четьи-Минеи».
В 1689 г. Туптало с посольством нового гетмана И. Мазепы прибыл в Москву и был ласково принят патриархом Иоакимом, читавшим первый том «Житий», благословившим написание остальных частей книги и подарившим Туптало образ Богородицы в драгоценном окладе. В 1695 г. в типографии Киево-Печерской лавры была напечатана вторая часть «Четьев-Миней», а в следующем году — сборник трудов Туптало «Руно орошенное». В 1697 г. Дмитрия назначили игуменом киевского Кирилловского монастыря, а затем перевели в Чернигов как архимандрита Елецкой обители и одновременно главу Новгород-Сиверской епархии.
В 1700 г. киевский митрополит В. Ясинский получил приказ Петра I о назначении архимандрита Туптало на вакантную должность митрополита сибирского. В 1701 г. Дмитрий прибыл в Москву и был введен, в архиерейский сан. Однако когда пришло время отъезда в Тобольск, Туптало заболел, и стало очевидно, что сибирский климат может окончательно подорвать и без того слабое здоровье архиерея. Когда в том же, 1701 г., умер митрополит ростовский, на его место, по просьбе киевского митрополита С. Яворского, в 1702 г. назначили Туптало.
В Ростове резиденцией Туптало стал Спасо-Яковлевский монастырь. Митрополит Дмитрий за семь лет осуществил много нововведений. В 1702 г. он, по киевскому образцу, устроил школу для детей всех сословий, и по Ростовской епархии был разослан его приказ о необходимости отдавать молодежь в обучение. В школе преподавали греческий и латинский языки, риторику, правописание, церковное пение и Закон Божий. Для школьного театра Туптало писал драмы на религиозные темы. Каникулы ученики проводили в митрополичьих селах, где и отдыхали, и участвовали в школьных спектаклях. Однако школа вскоре была закрыта, так как правительство не выделяло средства на её содержание.
Митрополит занимался просвещением не только подростков, а и взрослых — духовенства и мирян, боролся с невежеством и расколом. Продолжал работу над «Житиями», которые спешил завершить до смерти. Одновременно он писал историю Ростовской епархии как дополнение к «Минеям».
3-ю и 4-ю части «Житий» издала типография Киево-Печерской лавры в 1700 и 1705 гг. Доступность изложения сделала этот сборник популярным как в Украине, так и во всем славянском мире. Завершив 20-летний труд, Туптало начал книгу «Летописец» — исследование по Священной истории, предназначенное для образования простого духовенства. В 1705 г. он создал еще два труда — «Размышления об образе Божьем в человеке» и «Розыск о вере раскольников». Последняя была направлена против церковного раскола в округе города Ярославля и осуждала необразованность и аморальность раскольников. Эта полемическая книга имела успех — некоторые «еретики» вновь вернулись в «лоно церкви».
Наряду с управлением епархией, контактами со светской властью, хлопотами в архиерейском хозяйстве, написанием книг Туптало творил и аскетический подвиг: ограничивал себя в пище, пешком путешествовал из Ростова в Ярославль, так как из-за скудного правительственного содержания не имел даже коня. Этот невысокий худенький седой человек с небольшой бородкой и в очках, в простой зеленой рясе таил в себе могучий дух. Писать на духовные темы и о вещах, полезных для христиан, было его жизненной потребностью. Из-под пера Туптало вышли «Врачевание духовное на смятение мыслей», «Зерцало православной исповеди», «Двенадцать статей о превращении хлеба и вина в Тело и Кровь Господню», «О причастии» и много других произведений.
Отец Дмитрий очень страдал, видя упадок церковной жизни во вверенной ему епархии, обнищание духовенства и простого народа. Из-за убогого финансирования разорялся его архиерейский дом, а митрополит вынужден был ограничивать себя во всем — от еды до простых бытовых предметов.
28 октября 1709 г. Д. Туптало умер в келье во время молитвы и, согласно завещанию, был похоронен в ростовском Спасо-Яковлевском монастыре.
В 1752 г., через 43 года, оказалось, что тело ростовского митрополита oc-N талось нетленным, как и мощи монахов в Киево-Печерском монастыре. По мнению церковных иерархов, это свидетельствовало о святости умершего, при жизни совершившего много добрых дел. В 1757 г. митрополита ростовского Дмитрия причислили к лику святых угодников Божьих.
После его канонизации иконописцы Киево-Печерской лавры создали несколько портретов новоявленного святого. На них Дмитрий Ростовский изображен статным мужчиной со скорбным лицом в драгоценных церковных парчовых одеяниях. Рядом с ним на столе лежит книга «Четьи-Минеи». Другую же книгу святой раскрыл на странице, где изложены его размышления об общественной морали и этике, — завещание потомкам.
По подсчетам исследователей, перу святителя Дмитрия принадлежит около 20 томов произведении, что свидетельствует о нем как о неустанном подвижнике и церковном энциклопедисте, знакомом со многими сторонами бытия. Их можно разделить на догматические (о вере), духовно-моральные, исторические и поэтические. К последним принадлежат религиозные драмы. Литературное наследие Туптало разнообразно: направленные против старообрядцев проповеди и полемические трактаты, осуждающие раскол; хроника церковной истории от сотворения мира до Рождества Христова; каталог киевских митрополитов «Диариум»; пьесы. Его библиотека насчитывала свыше 300 изданий, и все время пополнялась книгами, приобретенными или полученными в подарок от друзей, с которыми Дмитрий вел живейшую переписку. Ученый и богослов с огромным опытом и знаниями, Д. Туптало исследовал памятники православной и католической литературы — в своих произведениях упоминал труды свыше 60 отцов церкви.
Туптало писал в литературном стиле «барокко». К сфере его интересов относились средневековая и новейшая философия, этика и антропология. В учении о человеке Туптало опирался на традиционную для украинской мысли концепцию деления человеческого естества на «внешнее» и «внутреннее», а преодоление подобного дуализма усматривал в постижении человеком своей божественной сущности. Христианскую этику Туптало считал основой морали, церковь — формой духовного единения личностей, через священников осуществляющей нравственный суд и гарантировавшей должный образовательный уровень общества. Государством, считал Туптало. должен править монарх, руководствующийся нормами христианской этики. Туптало был одновременно сторонником реформ Петра 1 по европеизации России и Мазепы в борьбе за независимость Украины.
Духовная научно-просветительская и культурологическая деятельность Д. Туптало способствовала развитию науки и культуры Украины и России, повышению образования не только духовенства, а и всего украинского народа.