В истории украинского общества есть личности, благодаря которым Украина стала независимой. К таким людям относится и Вячеслав Черновол — пламенный борец за справедливость и счастье народа. Он прошел длинный и сложный жизненный путь, до конца преданный служению идеалам свободы и демократии
Вячеслав Максимович родился 24 декабря 1937 г. (по документам, 1 января 1938 г.) в селе Ерки Звенигородского района (ныне Катеринопольский) Черкасской области в семье сельских учителей. Мать Килина Харитоновна (1909-1985 гг.) — учительница начальных классов, отец Максим Иосифович (1909-1987 гг.) — преподаватель украинского языка и литературы. В 1955 г. Вячеслав с золотой медалью окончил Вильховскую среднюю школу и в том же году поступил на филологический факультет Киевского государственного университета им. Т. Шевченко. Со второго курса перевелся на факультет журналистики. Он видел правду жизни и мыслил нестандартно, поэтому еще в студенческие годы натерпелся от преследований. Именно с этим был связан почти годичный перерыв в учебе в 1958 г. В это время Вячеслав ездил на строительство домны в Жданове (Мариуполь), где вначале работал столяром, а позже — в выездной редакции газеты «Киевский комсомолец». В 1960 г. на протяжении месяца сдал все пропущенные сессии и окончил университет с отличием. Защитил дипломную работу на тему «Публицистика Бориса Гринченко». В студенческие годы Черновол уже много писал для газет. С июля 1960 г. по май 1963 г. он работал на львовской студии телевидения вначале редактором, затем старшим редактором программ для молодежи. Выступал как литературный критик, исследуя творчество Т. Шевченко, В. Самийленко, Б. Гринченко. В мае 1963 г.
B. Черновол переехал в Киев, чтобы продолжить научную работу по истории украинской литературы. До сентября 1964 г. работал на строительстве Киевской ГЭС и жил в Вышгороде. В 1964 г. защитил кандидатский минимум, прошел по конкурсу в аспирантуру Киевского пединститута, но не был допущен к учебе из-за политических убеждений. Это стало препятствием к защите уже почти готовой диссертации о публицистическом творчестве и общественной деятельности Б. Гринченко.
Впервые Черновол открыто выступил против власти 4 сентября 1965 г. Именно тогда в кинотеатре «Украина» проходил премьерный показ фильма C. Параджанова «Тени забытых предков». После выступления киномастера слово взял Иван Дзюба, обратившись к зрителям с сообщением о тайных арестах среди интеллигенции Украины и Москвы. Его поддержал В. Черновол, выкрикнув в зал: «Кто против тирании — встаньте!». Часть присутствующих поднялась с мест. Призыв к неповиновению поддержал В. Стус.
Так в истории диссидентского и правозащитного движения начался этап открытого протеста против массовых политических арестов в Советском Союзе.
Спустя несколько дней Черновол написал письмо в ЦК ЛКСМУ. В нем он выразил обеспокоенность обысками, задержаниями и арестами среди украинской интеллигенции в республике. «С некоторыми из арестованных, — писал автор, — я знаком лично и глубоко убежден, что ни малейшей вины перед своим народом и законом они не несут. Этим и вызвано то, что 4 сентября 1965 г. в кинотеатре «Украина» я поддержал призыв И. Дзюбы протестовать против арестов и обысков». Таким образом, Черновол навсегда становится в оппозицию к компартийной верхушке. В том же месяце Вячеслава уволили из газеты «Молодая гвардия» за участие в правозащитном движении, но он почти сразу же устроился литработником в газету «Друг читателя».
Через некоторое время, в апреле 1966 г., Вячеслав принимает участие в судебном процессе над М. Осадчим, М. Зваричем и братьями Горынями, проходящем во Львове. Черновол, выступавший как свидетель, заявил, что отказывается участвовать в «нарушении законности» и давать показания, так как судебное заседание закрытое, а значит, незаконное. За отказ давать показания его осудили к трем месяцам принудительных работ.
Репрессии только усиливали в нем дух сопротивления: увольнение из газеты ускорило работу над документальным исследованием «Правосудие или рецидив террора?» (май 1966 г.); в это же время Черновол составляет документальный сборник «Горе от ума» (портреты двадцати «преступников»), содержащий материалы об арестованных в 1965 г. шестидесятниках. За эту деятельность в ноябре 1967 г. автор был арестован и заключен на три года. Отбыв наказание, правозащитник продолжил выпуск -«самиздатного» «Украинского вестника», а в 1972 г. вновь был арестован и приговорен к шестилетнему заключению за «антисоветскую агитацию», впоследствии выслан в Якутию. Во время заключения В. Черновол был организатором и участником многочисленных акций протеста, голодовок, изнурительной борьбы за статус политзаключенного. «Зековский генерал» — так назвал очерк о нем писатель Михаил Хейфец, отметив: «Наблюдая за ним со стороны, я сравнивал его с Ганди, Неру, Кениатой, Нкрумой: это именно им подобный тип национального вождя». Вячеслав Черновол вместе с Борисом Пенсоном написал книгу «Хроника лагерных будней» (1975 г.), которую нелегально передали из лагеря за границу и опубликовали в 1976 г. в журнале «Современность». Во время ссылки Черновол написал брошюру о борьбе за статус политзаключенного в лагерях (1977-1978 гг.) под названием «Только один год», рукопись которой была передана за границу. В 1978 г. Черновол был принят "в международный Пен-клуб, а 22 мая 1979 г. стал членом Украинской хельсинской группы (УХГ).
В апреле 1980 г. в ссылке Черновола снова арестовали по сфабрикованному обвинению (фактически — за оппозиционные выступления и участие в Хельсинской группе), 120 дней он держал голодовку протеста. В последнем слове на суде В. Черновол обвинил милицию и КГБ в фальсификации и призвал судей не участвовать в заговоре. Был осужден на 5 лет лишения свободы и освобожден в 1983 г. по протесту прокурора Якутии без права выезда в Украину. Работал кочегаром на заводе стройматериалов в городе Покровск.
В мае 1985 г. В. Черновол вернулся в Украину. Во Львове смог найти лишь работу кочегара, но возобновил активную политическую деятельность, в частности летом 1987 г. вновь начал издавать «Украинский вестник». «Вестник не является органом какой-либо организации или группы, объединенной программой или организационным единством, — отмечал Черновол, — а потому допускает издание самиздатовских материалов, написанных с разных позиций. Задача «Вестника» — объективная информация о скрытых процессах и явлениях в украинской общественной жизни».
Вячеслав Черновол переосмысливал советскую реальность, реальный социализм, перспективы украинской государственности. Еще в 1968 г. он признавал, что стоял на позициях социализма, правда, не того, что пытается регламентировать действия и мышление индивидуума, а настоящего социализма — с гарантированными демократичными свободами, самым широким политическим и экономическим самоуправлением, реальным обеспечением прав всех наций многонациональной державы. Но со временем его взгляды кардинально изменились. В 1987 г. в открытом письме генеральному секретарю ЦК КПСС М. Горбачеву Черновол назвал репрессии против шестидесятников «великодержавно-шовинистической реакцией на украинское национально-культурное возрождение».
11 марта 1988 г. В. Черновол вместе с М. Горынем и 3. Красовским подписали Обращение к украинской и мировой общественности о возобновлении деятельности УХГ. В том же году он инициировал создание Украинского хельсинского союза (УХС), который с самого начала задумывался как политическая партия. Был её сопредседателем, а также соавтором программных документов, в частности «Декларации принципов Украинского хельсинского союза», обнародованной 7 июля 1988 г. на 50-тысячном митинге во Львове. УХС стала первой в Украине открытой оппозиционной КПСС организацией партийного типа. В. Черновол был одним из трех рабочих секретарей, затем членом исполкома УХС, возглавлял пресс-службу — написал и отредактировал более 100 писем пресс-службы УХС, которые оперативно, в день выхода, передавались по радио «Свобода» и распространялись «самиздатом». Осенью 1988 г. В. Черновол и М. Горынь дали интервью зарубежной журналистке Марте Коломиец, в связи с чем властью была запущена кампания по их выдворению из СССР. Тогда же по политическим мотивам Черновола уволили с работы.
Со времени создания Народного Руха Украины (НРУ) в сентябре 1989 г. Вячеслав Черновол был его членом, с марта 1992 г. — одним из руководителей, а с декабря 1992 г. — главой НРУ. Сам Вячеслав Максимович вспоминал об этих временах так: «Идея создания Руха возникла спонтанно, она шла снизу. Пришло время «развала империи», так называемой перестройки. Оно призывало низы действовать, а среди интеллигенции, бывших политзаключенных, политических деятелей оказались люди, решившие возглавить это движение. Я вспоминаю, как 17 сентября 1989 года мы вывели на львовские улицы 200-250 тысяч человек. Это была естественная потребность резко изменить ситуацию, сложившуюся на тот момент в Украине: шел развал коммунистической системы, активизировались народные массы и это нужно было оформить. Первая попытка создать во Львове «Демократический фронт содействия перестройке» была предпринята летом 1988 года, но нас тогда разогнали собаками и ОМОНом. В конце 1988 года, заняв национально-патриотические позиции, нашу идею поддержало большинство членов Союза писателей Украины. Благодаря этому, нам легче было защищаться от произвола властей. Мы смогли обнародовать программные положения НРУ. Начался интенсивный рост организаций Народного Руха в областях. В сентябре 1989 года состоялось учредительное собрание НРУ. В 1993 году НРУ был перерегистрирован как политическая партия, поскольку, будучи общественно-политической организацией, мы не могли принимать участие в выборах».
В марте 1990 г. Вячеслав Черновол стал депутатом Львовского областного совета и Верховной Рады Украины. Он был одним из лидеров радикального крыла демократической части парламента — Народной Рады.
С апреля 1990 г. по апрель 1992 г. В. Черновол — глава Львовского областного совета и облисполкома. Осенью 1991 г. его выдвинули кандидатом на пост Президента Украины. В 1995 г. он был членом украинской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы. С 1995 по 1999 гг. работал редактором в общественно-политической газете «Час/Time». В 1975 г. стал лауреатом Международной журналистской премии им. Николаса Томалина, в 1996 г. — лауреатом Государственной премии Украины им. Т. Шевченко в области журналистики и публицистики, был награжден за общественную деятельность орденом Ярослава Мудрого V степени (1997 г.).
Во время раскола Руха, организованного проправительственными чиновниками, пришедшими к власти с помощью Руха, в интервью газете «Независимость» (26.02.1999) на вопрос «Когда Вам, Вячеслав Максимович, было тяжелее — когда Вам противостояла вся советская система или теперь?» Черновол ответил: «Теперь! Происходящее — такая неожиданность для меня, такое потрясение... Люди, охваченные желанием иметь деньги и должности, становятся неузнаваемыми. Хочу провести такую параллель. В свое время первичное накопление капитала сопровождалось выстрелами из-за угла, ударами ножей в спину, обманом партнеров и т. д. Так вот, то, что происходит сегодня у нас — первичное накопление политического капитала, и приемы используются аналогичные. Ради того, чтобы выбраться наверх, подмять под себя партию (уже не помогающую, а мешающую), люди не брезгуют ничем. Мне кажется, во всем виновата моя чрезмерная доверчивость — к словам, а не поступкам, уверенность, что лучше поверить, чем не доверять, лучше считать человека единомышленником, а не оппонентом».
В последний день своей жизни, 25 марта 1999 г., во время выступления в Кировоградском пединституте, Вячеслав Черновол сказал: «Рух — это та великая политическая сила, которая больше всего сделала для того, чтобы Украина стала независимым государством. В 1988-89-м — в начале 90-х годов невозможно было представить развитие Украины без Народного Руха, без Народной Рады, к нашим достижениям можно причислить и Акт Независимости, и Декларацию о государственном суверенитете Украины, и участие в референдуме — мы тогда все силы приложили к тому, чтобы 92 % проголосовало за независимость. Я думаю, что сейчас Рух мы отстоим, но на первом плане должна быть идея, лидеры должны быть идейными. Если они пошли на лоббирование каких-то финансовых интересов, то пусть себе идут в бизнес, им нечего делать в руководстве политических партий. Вот мое убеждение».
25 марта 1999 г. Вячеслав Черновол погиб при невыясненных обстоятельствах в автокатастрофе на шоссе под Борисполем. На месте его гибели установлен каменный казацкий крест. Похоронен выдающийся общественный деятель Украины на центральной аллее Байкового кладбища. В 2000 г. ему посмертно было присвоено звание Героя Украины.
В. Черновол не стал президентом Украины, но стал её национальным героем. Его убили в движении — в дороге, на пути к той, другой Украине, за которую он платил здоровьем и жизнью. Жена Вячеслава Максимовича, поэтесса Атена Пашко, во время революционных событий ноября-декабря 2004 г. написала такое стихотворение
Глянь, Вячеслав,
Тут, на Майдані,
Кожна людина
Стоїть в пошані.
Творю поезію.
Тобі незнану,
Я її пишу
В ритмі Майдану.
Там, де могила —
Тебе немає,
Ти на Майдані,
Я добре знаю.
Твої кияни
Люди — на диво.
Ти був би поруч,
Був би щасливий.
Вся Україна, вся Твоя Доля
Прийшла на Віче
На Браннім полі.
Хай не заплямить
Ніхто й ніколи
Зрадою Духа
Це чисте поле.