Разнообразные культуры, различные континенты, разные судьбы. Но иногда, в нагромаждении многообразия и вопреки всему находятся удивительные совпадения.
Гватемала – государство в Центральной Америке с непростой новейшей историей. Тридцать шесть лет (с 1960 по 1996 год) в ней бушевала гражданская война (у нас пятый год оккупация Крыма и конфликт на востоке). Нищая сельскохозяйственная страна, в аграрном секторе занято более половины трудоспособного населения и около 60% находится за чертой бедности (украинский уровень бедности не столь скорбный, но и 27% не делает нам чести). По оценкам UNAIDS, в Гватемале с ВИЧ (СПИД) живут более 60 тысяч человек (Украину все чаще называют страной «развитого» секс-туризма). Уровень теневой экономики просто ужасающий – 71% населения занималось неформальной работой в 2018 году (у нас чуть лучше – около 37-40%). Многие экономически активные граждане бегут работать за границу (в основном в США), а объемы переводов от американских мигрантов составляют от 750 до 950 млн дол в месяц (в нашу трудовую миграцию вовлечено около 4 млн. украинцев, а переводы гастарбайтеров важная составляющая стабильности гривны). Разгул коррупции привел в 2015 году к Майдану «по-гватемальски»: тысячи людей вышли требовать отставки президента Отто Переса Молины на фоне громкого коррупционного скандала. Волна перевыборов вынесла на вершину власти актера – комика Джимми Моралеса. Многие тогда выражали опасения относительно его способностей в руководстве страной: «ведь он намного лучше разбирается в комедии, чем в политике" (какие шикарные аналогии с фигурой нового Президента).
Есть и отличия. Во-первых, неделю назад Президент Моралес, обвиненный в коррупции и махинациях, а также свернувший реформы первых лет правления и переживший три попытки снятия иммунитета от судебного преследования, потерял власть - 11 августа состоялся второй тур президентских выборов, лидер партии «Вперед» Алехандро Джамматтеи набрал 59% голосов избирателей. Во-вторых, несмотря на разницу в размере экономик (наша больше в 1,6 раза), экономическая и фискальная политика Гватемалы позволила обеспечить в 2019 году на 45% больший доход на душу населения (4,67 против наших 3,22 тыс дол в год, данные IMF). Хотя в 2006 году средние доходы гватемальцев были ниже доходов украинцев на 3% (2,26 против 2,22 тыс дол в год).
Девизом страны «многих деревьев» является «Расти свободно и богато». И там, вопреки войне, нищете и тотальной коррупции следовали ему. Гватемала – страна у которой более тридцати лет (с 1987 года, напомню, война закончилась лишь в 1996) ежегодный рост экономики не опускался ниже +2,4% ВВП (исключение 2009 год). Мировой банк назвал экономические власти страны «a top performer in Latin America». А теперь реалии Украины, половину времени существования (14 лет из 28) наша экономика или падает (в минусе), либо имеет нулевое значение.
В чем же причина отличий в экономике при такой схожести проблем?
Важнейшим направлением экономической политики Гватемалы в длительной перспективе стала реализация неолиберальных реформ и политика тесного сотрудничества с США. Была начата программа, как у нас модно говорить «большой» приватизации крупнейших предприятий госсектора, затронувшая энергетику, телефонную связь и телевидение, большую часть транспортной инфраструктуры. В Гватемале самое низкое соотношение налогов и ВВП в Латинской Америке – размер правительства составляет лишь 12,6% ВВП (для сравнения, в Украине уровень распределения ВВП через публичные финансы чуть менее 40%).
Существенную роль в стабильном экономическом росте играет массовая трудовая экспансия в США (до 1,5 млн или каждый десятый житель), обеспечивающая «стабильный и сильный приток денежных переводов из-за рубежа» - составляют около 11% ВВП, и прогнозируется, что этот процент вырастет до 13,8% к 2023 году (для примера, население Украины в три раза больше, а переводы из-за границы у них и у нас почти сопоставимы).
Опыт развития этого постколониального государства дарит Украине несколько ключевых наблюдений:
- даже при плохом и коррумпированном правительстве, низком уровне доверия к институтам власти целиком реально добиться стабильного роста экономики и благосостояния украинцев, если значительно сократить степень вмешательства государства в экономику;
- массовую трудовую миграцию можно (и нужно) из проблемы обратить в конкурентное преимущество и элемент стабильности национальной валюты;
- реформу институтов легче проводить при сильном внешнем союзнике (некоторые структуры, такие как Генеральная прокуратура и подразделения по борьбе с торговлей наркотиками, значительно повысили свою эффективность с помощью США, на отдельные инициативы по Гватемале Конгресс США в 2016–2018 гг. выделил 2,1 млрд дол).
Полезное разумно брать себе с чужого опыта (Publius Terentius Afer)