Говорят,
от смешения кровей рождаются красивые и талантливые дети. Но когда в союз
вступают грузинская и еврейская кровь – происходит нечто совершенно
удивительное.
Всемирно известная певица Тамара Гвердцители, дочка настоящей еврейской мамы, готовится к премьере своей новой программы, созданной совместно с Московской мужской еврейской капеллой. В эксклюзивном интервью Jewish.ru она поделилась воспоминаниями детства и своим взглядом на еврейскую музыку, а также рассказала, как учила идиш и что думает об Израиле.
Вы уже
давали интервью нашему порталу в 2009 году. Что изменилось с тех пор?
– В нашем постоянно меняющемся мире моя
задача как музыканта – сохранить себя, свою музыку, свой стиль. Я во все
времена стараюсь оставаться самой собой, хотя иногда это приходится отстаивать.
Музыка для меня – это язык, на котором я общаюсь с миллионами людей, и самое
сложное в жизни – это как раз не поддаваться мимолетным веяниям и сохранять
свою уникальность и ту нить, которая объединяет меня с моим слушателем.
Но в то же время я постоянно стараюсь
открывать новые грани музыки, и это неразрывно связано с открытием чего-то
нового в себе. Так, несколько лет назад в мою жизнь заново вошла еврейская
музыка, которая всколыхнула детские воспоминания и дала мне новый простор для
творчества.
Вы как-то
сказали, что на вас в равной степени влияет еврейская и грузинская кровь.
Всегда ли так было или временами какая-то кровь одерживает верх?
– Одержать победу над грузинской кровью
крайне сложно. И конечно, где бы я ни жила, я остаюсь человеком, который
родился в Грузии и впитал в себя культуру и душу этой страны. Но с самого
раннего детства я слышала еврейские песни. Мой дедушка, как и все одесситы, был
невероятно музыкальным – он часто пел, и не было ни одного праздника без этих
песен. Несмотря на то, что мы жили в Тбилиси, у нас в семье всегда отмечались
еврейские праздники, конечно, тихо, только в семейном кругу. Поэтому все мое
детство овеяно еврейской музыкой, общением с дедушкой и его друзьями. Я
понимала, что они отличаются от всех остальных горожан, но это только усиливало
мой интерес и восприимчивость.
Сейчас я ощущаю еврейскую музыку как
абсолютно органичную часть себя, которая наконец получила свое звучание после
стольких лет молчания. И это уже невозможно в себе ни приглушить, ни убить –
это данность. Теперь мне уже не страшно оглядываться назад – мои еврейские
корни дали новые всходы, и я чувствую, как эта Память, которая живет в каждом
еврее, оживает в моих песнях.
Какая
еврейская песня появилась в вашем музыкальном репертуаре первой? «Мамины глаза»?
– «Мамины глаза» – это на самом деле русская
песня, написанная русскими композиторами, но там есть очень важная интонация,
которая делает эту композицию в восприятии многих моих слушателей стопроцентно
еврейской. Но моя первая настоящая еврейская песня – «Я так тебя люблю», я ее
исполняла с оркестром.
И еврейские,
и грузинские песни невероятно эмоциональны. Обычно грузинские песни ассоциируются
со свободой и радостью, а еврейские – с грустью. А в вашем восприятии – что
несет в себе еврейская музыка?
– Любая музыка рождается жизнью и
пропитывается событиями эпохи. И когда я думаю о том, что случилось с еврейским
народом в Европе в первой половине ХХ века, когда блестящие умы, светлые
головы, крепкие семьи были уничтожены и растерзаны буквально в одночасье,
понимаю, что еврейская музыка не может и не должна быть другой.
И судьба еврейского народа, в которую
вплетается история моей семьи, – все это звучит внутри меня, когда я исполняю
еврейские песни. Слава Б-гу, что и народ, и моя семья выжили, и несмотря на то,
что всех нас разбросало по всему миру, мы стараемся сохранять и помнить свое
еврейство. Именно музыка помогла мне понять больше о том, что пришлось пережить
еврейскому народу, как вообще это все могло произойти, задуматься о своей
собственной жизни, для чего мы появляемся на свет. И этот вопрос не только для
евреев, а для всего человечества в целом.
Нашли ли
вы ответ на вопрос, почему произошла Катастрофа и как предотвратить ее
повторение?
– Я приезжаю в Израиль практически каждые
полгода, очень люблю эту страну. И каждый раз я ощущаю именно там, что
Катастрофа не повторится. Наверное, поэтому это и есть Святая Земля. И мы все
должны понимать это именно так. Это колоссальное чудо, что существует и
процветает Израиль. Где-то на уровне чувств, когда пою для израильтян, я смотрю
на людей, и сердце требует ответа, что это никогда больше не повторится. И я
каждый раз получаю этот ответ: израильтяне – единый народ, который любит и
строит свою страну, по всему миру миллионы людей молятся, любят и поддерживают
Израиль.
А вы сами
считаете себя еврейской мамой?
– Есть у меня многое от еврейской мамы. Что
такое «еврейская мама»? Это женщина, которая дает своему ребенку силу, мудрость
и свободу. Ведь задача мамы не в том, чтобы сидеть рядом с ребенком, не отходя
ни на шаг. Еврейская мама должна окрылить ребенка. Ведь и у меня самой
настоящая еврейская мама, и я ей бесконечно благодарна за ту поддержку, которая
сопровождает меня всю жизнь. Хотя, как и каждая еврейская мама, моя мама всегда
опекала и волновалась за меня. Но у нее были основания: ее дочка в юном
возрасте оказалась в детском ансамбле, а с 19 лет занялась сольной карьерой в
беспощадном мире эстрады, ее могли поджидать разные опасности. Она, конечно,
очень переживала, понимая, что мир жесток. Но ее любовь всегда оберегала меня.
По Галахе
ваш сын – еврей. Он ощущает себя евреем, соблюдает ли он традиции?
– По крови Александр действительно еврей, но
его отец грузин, и конечно, мальчик рос, полностью погруженный в грузинские
традиции. И моя мама, как настоящая еврейская мама, делала все, чтобы Сандро не
забыл грузинский язык, когда они жили в Америке. Это может показаться
парадоксальным, но в этом поступке моей мамы полностью проявилась ее еврейская
приверженность в первую очередь традициям семьи, где мир и взаимопонимание
ценятся превыше того, на каком языке в этой семье говорят.
В начале
июня в рамках фестиваля «Вишневый сад» вы дадите несколько концертов – в
Карнеги-холле в Нью-Йорке, а также в Бостоне и Торонто. Это будет уникальная
программа Mamele – Mothers eyes, подготовленная совместно с Московской мужской
еврейской капеллой. Расскажите немного о предстоящем мероприятии – как оно
готовилось, как вообще сложился этот творческий союз?
– Несколько лет назад на одном концерте в
Москве я познакомилась с Александром Цалюком и его хором. Саша сначала
предложил исполнить совместно одну композицию, а потом, когда мы прослушали
около 300 песен, стало понятно, что это не просто разовое сотрудничество, а
появляется новый музыкальный проект, фактически открывается новая для меня
страница. Случайностей, как известно, не бывает, и эта музыка всколыхнула меня,
еврейская кровь в буквальном смысле вскипела, и все эмоции и воспоминания детства
вырвались наружу. Сначала мы полагали, что просто запишем диск, никто не думал
о концерте и о том, что эти песни могут зазвучать в симфоническом исполнении.
Работа над проектом продолжалась три года, и вот буквально через несколько
недель мы исполним самые известные еврейские песни вместе с капеллой и
американским симфоническим оркестром.
Для концертной программы мы отобрали самые
знаменитые еврейские песни: «Тумбалалайка», LOMIR ALE IN EYNEM, MAMELE, A
YIDISHE MAME (всего 12 песен в первом отделении). Исполняться они будут на идише,
чтобы каждый зритель ощутил прикосновение к еврейским истокам, к глубочайшей
мудрости еврейского народа и разделил с этой музыкой память о Катастрофе. А во
втором отделении я исполню свои эстрадные хиты («Мамины глаза», «Молитва»),
грузинские песни («Тбилисо», «Сулико», «Арго») и несколько арий из опер и
мюзиклов.
То есть
звучание у концерта будет минорным?
– Скорее, да. Несмотря на то, что в еврейской
музыке много мажорных, веселых песен, практически всегда присутствует
грустинка, печаль, память о тысячелетних скитаниях в поисках Дома. Ведь музыка
– нерукотворный памятник – и она отражает историю народа такой, какая она есть.
На концерте
вы будете петь на идише. Тяжело ли давалось изучение этого языка, на котором сегодня,
к сожалению, разговаривает очень узкий круг ортодоксальных евреев?
– Когда я стала работать над песнями на идише,
то неожиданно для себя стала вспоминать слова, фразы, которые часто слышала в
детстве от мамы и дедушки. Они часто дома говорили на идише, когда не хотели,
чтобы любопытные дети слушали, о чем идет беседа. Интересно, что когда я пою на
другом языке, чувствую, что меняется все – сознание, эмоции, как будто я сама
смотрю на себя со стороны и понимаю, что это совершенно другой человек поет.
Поэтому для меня очень важно чувствовать, знать и понимать, что означает каждое
слово в песнях, которые исполняю.
Говорят,
что французский – язык любви, есть язык радости, страдания. А какой язык для
вас самый близкий для исполнения?
– На всех языках есть очень красивые песни о
любви, но каждый язык, если он не родной, попадает в некий ассоциативный ряд. И
в этом случае именно музыка помогает мне постичь и передать чувства, которые
несет в себе песня. Больше всего я люблю петь на грузинском, русском и французском
– их я чувствую глубже всего. Как всегда шутила моя мама, она родилась в
Одессе, недалеко от Французского бульвара, поэтому любовь к французскому
заложена во мне генетически.
Вы жили во
Франции, в Америке, постоянно путешествуете, и я знаю, что вы очень любите
веера и часто привозите их из путешествий. Сколько экземпляров в вашей
коллекции?
– Назвать себя коллекционером я не могу, но
сейчас у меня есть 45 вееров, все абсолютно разные – и по рисунку, и по
размерам. Иногда мне даже дарят веера ручной работы – это невероятно
трогательно. Некоторые веера украшают мою московскую квартиру. Иногда я беру
какой-нибудь из них на концерт в качестве аксессуара. Когда я бываю в Испании,
просто не могу пройти мимо магазина вееров – в них такая сильная женская нотка,
что мне только от этого ощущения становится очень хорошо.
Вы сейчас
живете в Москве – это связано только с работой или вы сознательно выбрали этот
город для жизни?
– Все вместе. Думаю, человек не может жить
счастливо в каком-то городе и не работать, и в то же время успешно работать в
городе, который он не любит. Это очень взаимосвязанные вещи. Когда-то я и не
предполагала, что вернусь сюда, но все происходит не просто так – именно в
Москве осуществились очень важные для меня творческие проекты. Думаю, это
судьба, потому что просто так человек нигде не оказывается. И я очень этому рада,
потому что очень люблю Москву.
А если бы
не Москва – где еще могли бы жить?
– Естественно, Париж остается моей любовью
всей жизни, очень люблю Нью-Йорк. И я всегда думала, что если бы приехала в
Израиль лет в 15, юной девочкой, то смогла бы пропитаться его энергией и навсегда
отдать свое сердце этой стране. Я столько песен пою на иврите, что этот язык
тоже становится для меня родным. Я думаю, что это долг каждого человека, в
котором есть хоть капля еврейской крови, где бы он ни находился, – делать
что-то, даже самую малость, для Израиля. Хотя бы спеть песню.