Несколько лет подряд цена на энергоносители в Украине неуклонно повышается. Соответственно, растут и тарифы на электроэнергию, хотя пока они все еще остаются самыми низкими.
Перед очередным повышением «Сегодня» поговорила с жителями других стран и узнала, сколько платят они, как выбирают поставщиков и экономят на «золотых» тарифах.
«ЗЕЛЕНЫЙ» — ДОРОЖЕ. Самые высокие тарифы в тех странах, которые отказались от использования атомных электростанций и сделали упор на развитие «зеленой энергетики», заручившись поддержкой общества. Один из способов этой поддержки — повышение стоимости электричества. Лидерами рейтинга стали Дания и Германия. Впрочем, опрашивая жителей Европы, мы выяснили, что большое количество поставщиков (во многих странах вы можете выбирать, у кого покупать электроэнергию) заставляет их соревноваться за клиента: есть акционные предложения, «ночные» и «дневные» тарифы. Высокая цена помогает выработать бережное отношение к ресурсу у жителей: практически все опрошенные используют энергосберегающую технику и лампочки, а самые затратные дела — вроде крупных стирок — планируют на те дни (или ночи), когда тариф ниже всего.
ГЕРМАНИЯ. В самой богатой стране Евросоюза — один из самых высоких тарифов. Поэтому жители научились относиться к электрике бережно. «На каждый дом здесь приходится по четыре-пять поставщиков электроэнергии, — рассказывает Валентина Мельник, живущая в Мюнхене. — Естественно, выбираем тех, кто выгоднее. Мой сосед, к примеру, сменил энергокомпанию из-за удобной акции: при оплате большого количества киловатт-часов наперед получаешь скидку в половину стоимости. Если есть деньги, это очень удобно. Есть «ночной тариф», он дешевле на четверть-треть — зависит от поставщика. Мы ставим специальные счетчики, они сами знают, когда какой тариф. Обогрев, крупные стирки — все это делаем ночью. Потребление можно посмотреть по интернету в «личном кабинете». К электрике относимся по-немецки скрупулезно, считаем потребление и выключаем ненужные приборы. Здесь многие украинцы — да и немцы тоже — снимают квартиры. Там уже в стоимость аренды — скажем, в 600 евро — входит определенное количество кубов воды и киловатт-часов энергии. Главное, его не превышать».
ИТАЛИЯ. Итальянцы тоже могут выбирать, у кого покупать электроэнергию. «У нас около десяти поставщиков, и у каждого свои акции и скидки. Стоимость разная — ночью, днем, в выходные дни. Мы, к примеру, стираем ночью по выходным, потому что стоимость в два раза меньше, — рассказывает нам жительница Равенны Марина Васильева. — Кроме того, оплата зависит от сезона. В среднем на крупные квартиры (около 100 кв. м. — Авт.) идет около 140 евро (примерно 3850 грн) за два месяца — здесь платят именно так, по два месяца. При средней зарплате в 900—1000 евро (около 24-27 тысяч грн) вполне нормально, но есть и пенсионеры с минимальной пенсией в 502,39 евро (13802,66 грн), им, конечно, сложнее. Кстати, энергопоставщиков меняет в основном молодежь — консервативные люди пользуются тем, кого выбрали давным-давно, хотя бонусов им за это никто не дает».
ТУРЦИЯ. Наши «заморские соседи» экономят с помощью техники. «Поставщик, хоть и является частной компанией, принудительно навязан нам государством, — говорит жительница Стамбула Мари Карадениз. — За прошлый месяц я заплатила около 18 долларов (450 грн). Учитывая, что дома пользуюсь только ноутбуком и иногда готовлю еду в духовке, экономить больше некуда, поэтому вся экономия заключается в использовании энергоэффективной бытовой техники класса А++ и энергосберегающих лампочках. В целом зимой электричество занимает малый процент от «коммуналки», а вот летом — где-то половина».
ПОЛЬША. Здесь используют двухтарифные счетчики. В стоимость входит не только сама электроэнергия, но и «цена доставки пользователю». Льготный тариф (ночью и с 14:00 до 16:00) ниже более чем в два раза, что помогает экономить. «Электроэнергия тут — одна из самых серьезных статей расходов. То, что я платил в Украине за полгода, тут уходит за месяц! Поэтому приходится относиться к ней очень бережливо — выключать все приборы, пользоваться энергосберегающими технологиями, — говорит житель Кракова Михаил Шостак. — Из платежки в 150 злотых (1050 грн) примерно треть (350 грн) — электрика, которая в Украине неприлично дешевая».
КАЗАХСТАН. В Казахстане поставщик фиксированный. «Мы не выбирали поставщика, да и вариантов нет, — рассказывает «Сегодня» Назым Тоганбаева из Алматы. — В среднем тратим 200—250 киловатт и платим около 4000 тенге (около 300 грн) при средней зарплате в 150 000 тенге (около 10 тысяч грн). Конечно, приходится экономить — стараемся не пользоваться кондиционером и микроволновкой. Если сравнивать с «коммуналкой» вообще, то зимой потребление электрики — это пятая часть от платежки, летом — чуть меньше половины».
ПОЧЕМУ ДОРОЖАЕТ У НАС. В НКРЭКУ в марте прошлого года предупредили, что рост тарифов на электроэнергию для населения продлится до 2017 года и пройдет в пять этапов. Первые три — уже состоялись. За первые полгода 2016-го рост тарифов на электроэнергию в Украине составил 55,7%. Причины, говорят в НКРЭКУ, просты: во-первых, домохозяйства платят лишь 21% от себестоимости электрики; во-вторых, 60% энергоблоков электростанций изношены и их нужно ремонтировать; в-третьих, у госпредприятий — «Укрэнерго», «Энергоатом» и «Укргидроэнерго» — огромные валютные долги по кредитам перед иностранными банками, которые нужно каким-то образом погашать. Плюс, естественно, дорожают сами энергоносители.
Впрочем, несмотря на это, цена за один киловатт-час для теплоэлектростанций, которые производят электроэнергию из угля, падает. Так, в апреле ТЭС получали 1,19 грн за 1 кВт*ч, в мае тариф уменьшился на 9,9% (до 1,09 грн), в июне — еще на 8,1% (до 0,99 грн/кВт*ч). В то же время тариф для АЭС с мая вырос на 8,4% — до 45,42 коп., а с июля еще на 9,1% — до 49,54. Растут и расходы на гидроэлектростанции — их тариф после повышения на 45% составил примерно 1 грн. Регулятор объясняет это тем, что затраты атомщиков остались на прежнем уровне, несмотря на снижение производства электроэнергии, а гидроэнергетикам нужно достраивать Днестровскую ГАЭС. ТЭС в этой ситуации оказались недофинансированы и сейчас испытывают проблемы с накоплением угля на зиму. Только в июне угольные склады ТЭС сократились почти в два раза с 2,2 до 1,3 млн т.