Возможна ли в Москве муниципальная революция?
На ближайшее воскресенье в России назначен единый день голосования. В 16 субъектах федерации будут избраны главы регионов, в 6 регионах избираются местные парламенты, в 11 городах - местные заксобрания, в двух округах довыбирают депутатов Госдумы, в трех городах, в том числе и в Москве пройдут муниципальные выборы.
Эти выборы отличаются от всего того, что до этого под названием «выборы» происходило на территории России, двумя важными особенностями. Во-первых, начальство решило сделать эти выборы государственной тайной. В наибольшей степени это касается Москвы. По данным компании «Медиалогия» московские городские телекомпании и газеты за предвыборный месяц практически ни разу не упомянули о том, что в Москве будут выбирать муниципальных депутатов. Круглосуточно вещающий телеканал «Москва 24» за предвыборный месяц выпустил 2 материала о едином дне голосования: один о выборах городской думы на Сахалине, что, несомненно, крайне актуально для москвичей, второй, абстрактный материал о неких выборах, которые будут прозрачными, поскольку их будет контролировать некий общественный штаб.
По данным источника газеты «Ведомости» решение засекретить выборы в Москве принято по инициативе вице-мэра столицы Анастасии Раковой и мотивировано это решение тем, что если москвичей не оповещать о выборах, то пройдут только согласованные с мэрией кандидаты. Нельзя не признать, что, с учетом отсутствия нижнего порога явки, в этом решении есть железная логика.
Итак, 10.09.17 на территории половины России пройдут выборы, сам факт существовании которых и местная и федеральная власть решила скрыть от подведомственной популяции. Вместо этого в телевизоре продолжается бесконечная радость по поводу наших побед в Сирии, а те же «Ведомости» обсуждают важнейший вопрос: кто сможет лучше противостоять Путину в ходе его переназначения в марте 2018-го – Яровая, Мизулина или Собчак.
Удивительным образом желания власти и части ее непримиримых противников в отношении поведения граждан 10.09.17 полностью совпадают. И те и другие очень хотят, чтобы все, кто власть не любит, на выборы не пришли. При этом поведение власти следует признать весьма разумным: не придут те, кто ее не любит, будет 100% голосование за лояльных кандидатов со стороны тех 10% бюджетников, которых пригонят. И ничего не надо рисовать. И, пожалуйста, хватит врать про то, что «все равно все голоса украдут». Так говорят те, кто никогда никакие избирательные кампании не организовывал. Есть статистика наблюдений за выборами. В среднем по стране реально крадут и рисуют 10-12 процентов голосов. В регионах, где проживает 7% населения – Северный Кавказ, Кемерово, некоторые республики Поволжья можно нарисовать почти все. В Москве, Питере, Ебурге это сделать теоретически возможно, а практически нет. Если бы было иначе, власть не заблокировала бы Ройзмана в качестве кандидата в губернаторы Свердловской области, использовав для этого муниципальный фильтр. Это к вопросу о том, зачем нужно идти на выборы муниципальных депутатов.
Идея «нехождения» на любые выборы приобрела у ее адептов характер религиозной веры. Немного похоже на то, как религиозный фанатизм в средние века запрещал людям мыться и они задыхались от собственной вони и умирали от грязи и инфекций. Попробую продраться сквозь это, вполне оправданное и вполне заслуженное недоверие и отвращение к любому посещению избирательных участков в путинской России.
Отношение к разным электоральным процедурам вполне может быть различным. Полагаю, что на мероприятии в марте 2018 года появляться будет, скорее всего, неприлично. Все будет зависеть от того, как мир и Россия проживут ближайшие полгода, но пока наиболее вероятен сценарий торжественного восшествия Путина на уже пожизненное царствование и участие в этом сценарии пахнет дурно. Есть полгода, в которые надо понять, что такое бойкот и как его организовать, чтобы это имело хоть какое-то значение. До выборов мэра Москвы еще год, поэтому любые рассуждения на эту тему явно преждевременны. Тем более, что сама возможность рассуждать на эту тему напрямую зависит от итогов муниципальных выборов 10.09.17, поскольку любому кандидату от оппозиции нужно будет собрать подписи муниципальных депутатов.
Теперь про выборы 10.09.17 в Москве. Есть две группы причин, по которым есть смысл в них участвовать. Одна касается условий жизни в Москве, вторая – того, как мы собираемся избавлять планету от путинского фашизма.
Я хорошо понимаю тех, кто не верит в возможность демонтажа этого режима силами самих россиян. Желающие могут и дальше ждать, когда к ним прилетит замечательный журналист Аркадий Бабченко на голубом Абрамсе и раздаст россиянам тушенку, предварительно выпоров их армейским ремнем за то, что не сдохли кишками в 2011-2012. Желающие и дальше могут ждать, когда главный редактор ЕЖа, Александр Рыклин выполнит, наконец, свое обещание, данное им публично год назад во время дебатов с автором этих строк, и предъявит человечеству план триумфального свержения путинского режима, в котором неучастие в любых выборах является краеугольным камнем.
Более того, я хорошо понимаю тех, кто желает немедленной гибели России вместе со всеми ее обитателями, включая и меня. Тех, кто с нетерпением ждет, что Россия вот-вот провалится в преисподнюю или выпилится из глобуса и улетит к чертовой матери, или рассосется каким-то иным способом. Я всех этих добрых людей понимаю и сочувственно отношусь к их чаяниям. Меня в этом вопросе волнуют сроки. Пока Аркадий Бабченко красит свой Абрамс в голубой цвет надежды и полирует зубной пастой карающую пряжку своего ремня, а Александр Рыклин дописывает свой дивный План Победы, пройдет некоторое время. И все это время мне и еще 15 миллионам москвичей придется пробираться вплавь и по перекопанной грязи до метро, поскольку местные управы, видимо, приняли принципиальное решение не убирать территорию, а напротив, превратить ее в места, невозможные для передвижения. А еще мне все это время придется периодически застревать в лифте, поскольку в местной конторе считают, что москвичам полезно пешком подниматься на 16-й этаж, а среди муниципальных депутатов нет ни одного, к кому имело бы смысл обратиться по какому бы то ни было вопросу.
А еще мне очень хотелось бы избавить Москву он напасти по имени Собянин, а поскольку я не знаю, дату, когда Бабченко с Рыклиным избавят планету от Путина, то хотел бы попробовать избавление от Собянина сделать первым шагом. Вдруг получится?
Чуть подробнее о том, что именно должно и может получиться. Речь идет о муниципальной революции. Понимаю, что при этих словах у многих случится приступ неукротимого хохота. Подожду, пока вы восстановите дыхание и продолжу. Полагаю, что небольшой шанс на муниципальную революцию в Москве дают два обстоятельства. Первое: власть с пренебрежением относится к местному самоуправлению и явно не заточена на использование всех тех мер по фальсификации выборов, которые были во время думских и президентских кампаний. Второе, оно же главное. Впервые в истории постсоветской России в Москве произошло полное объединение всех живых и даже полуживых демократических сил. Около 1200 муниципальных депутатов находятся в объединенном списке, представленном штабами Дмитрия Гудкова, партии ПАРНАС и партии Яблоко. Ничего похожего не было со времен победоносного шествия по стране «Демократической России» на выборах в марте 1990 года.
Сам факт такого объединения можно считать прорывом. То есть на большинстве участков будут наблюдатели. Важным фактором успеха может послужить и то, что муниципальные выборы носят многомандатный характер, то есть, представителю объединенного демократического списка не надо набирать больше всех голосов, а значит, даже сравнительно небольшого числа демократических избирателей будет достаточно для избрания значительной части этого списка. А это уже несколько сотен муниципальных депутатов в одной только Москве, готовых, во-первых, реально контролировать власть, на что у них есть полномочия, а во-вторых, поддержать альтернативу Собянину на выборах мэра. И в целом, это немного иная ситуация. Оппозиция, имеющая несколько сотен своих муниципальных депутатов, выглядит несколько иначе, чем оппозиция способная только проклинать власть. Глядишь, и не придется цепляться кишками за асфальт, при всей романтичности и полезности данной процедуры.
И в заключение в бочку меда несколько капель дегтя. Объединение демократов, действительно, состоялось, но объединенных списков, вы будете смеяться, все равно два. Один, назовем, его «список Каца» насчитывает чуть больше тысячи кандидатов. Другой, находится по адресу: demspisok2017.ru. В нем около 1200 кандидатов. Для простоты назову его «списком Шнейдера». Просто по той причине, что сводил в единый список кандидатов от Гудкова, ПАРНАСа и Яблока именно Михаил Шнейдер. Оба списка совпадают более чем на 90%. Разница в том, что в «списке Каца» есть некоторое количество членов КПРФ, СР и даже ЛДПР, зато нет нескольких представителей ПАРНАСА и Яблока. В «списке Шнейдера» нет ни одного члена тех партий, которые представлены в путинской Госдуме, зато все те независимые кандидаты, кого поддерживает штабы Дмитрия Гудкова, ПАРНАС и Яблоко туда вошли. Причина – позиция Максима Каца, который убежден, что для муниципального депутата не важна партийная принадлежность, а также в том, что не надо противостоять Собянину, а особенно вице-мэру миллиардеру Максиму Ликсутову, поклонником которого Кац является. Мне эта позиция представляется ущербной, поэтому я лично буду голосовать за представителей «списка Шнейдера», но и те, кто проголосуют за «список Каца» все равно поспособствуют победе муниципальной революции в Москве. А там, глядишь, и Бабченко с Рыклином подоспеют. Будет кому их встретить с цветами…