Вчерашнее голосование в Верховной Раде за закон о введении военного положения показал, что наши ведущие политики часто далеки не только от народа, но и от экспертов. То есть мой прогноз, что проголосуют все кроме Оппоблока – сбылся. Но как же тяжело они к этому шли. С самого начала заседания началось театральное действо – Радикальная партия и Батькивщина потребовали перерыв, блокируя трибуну. Десятиминутный перерыв растянулся на несколько часов и только потом депутаты перешли к вопросам по сути, выступлениям и внесению изменений.
Стартовые позиции политических сил казались достаточно предсказуемыми. Ну, с Оппоблоком все понятно и комментировать нечего. Они против любого конфликта с Россией и с радостью пошли бы на большие уступки. БПП в большинстве ориентируется на президента и естественно поддержит его законопроект. Тем паче, что дело тут не только в партийной дисциплине и элементарной логике. Эти факторы как раз в украинской политике ничего не гарантируют. Но военное положение очень хороший имиджевый момент для Главнокомандующего и тут у партийцев включается уже инстинкт политического самосохранения. По «Народному фронту» тоже нет сюрпризов – это «партия войны» и они всегда поддержат любой проект, защищающий Украину от влияния Кремля. Где угодно – в оборонной сфере, в языковой, квоты на музыку, энергетическая независимость. Так что тут тоже все очевидно задолго до голосования. А вот дальше пошли сплошные сюрпризы.
Кто бы мог предположить, что лидер РПЛ Олег Ляшко, позиционирующий себя в качестве горячего патриота, вдруг будет против? То есть против президентского проекта, как бы – с требованием правок и дополнительных условий. И будет это делать вместе с человеком, которого не так давно называл «московской зозулей». Это что тогда получается – он тоже? И ведь далеко не глупый человек задает откровенно дурацкие вопросы – что значит ограничение права на образование? Если школу бомбят дети там учиться не будут! С больницей та же история. И с правом на труд! Это же очевидно. И не наша вина, что мы ограничим эти права в случае обстрела или регулярных обстрелов. Но Олег Валериевич на камеры рассказывал про права. Выборы скоро, что поделать.
С Батькивщиной была интрига и их сопротивление вызывало сомнение. С одной стороны, эта фракция, которая старается не злить Москву. По крайней мере лично Путина. С другой стороны – именно поэтому стоило выглядеть самыми ярыми патриотами, чтобы просто избавиться от этого имиджа. Потому что до президентских выборов всего ничего, а несмотря ни на что погоду на них сделают именно патриоты Украины. Ну, тут, как и с Ляшко – предложили свои поправки, свои позиции, в общем, как бы сохранили лицо.
Самопомич я давно воспринимаю, как непредсказуемый партизанский отряд в Верховной Раде. Который давно потерял связь с штабом и теперь делает все, что захочет. Предсказать их позицию невозможно, могли и отказаться. Просто, потому что… да неважно почему. Связь со штабом утеряна давно, поэтому партизаны пускают под откос любые поезда. Однако, с определенными оговорками сразу объявили, что будут голосовать за усиление отпора агрессору. Тем не менее, после мучительных переговоров, внесения правок и торжественных обещаний провести президентские выборы 31 марта – проголосовали все. Ну, кроме Оппоблока и… все. Остальные после долгих торгов оказались честны и патриотичны. Правда, доверие тоже имеет границы, и за закон о выборах президента 31 марта пришлось проголосовать сразу. Теперь, собственно, к изменениям.
ГИБРИДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Самое интересное (даже за гранью логики) это то, что военное положение вводится как-то гибридно. Не по всей стране, а только в Винницкой, Луганской, Донецкой, Николаевской, Херсонской, Одесской, Запорожской, Сумской, Харьковской и Черниговской областях. Депутаты объясняют это тем, что самые неприятные пункты военного положения будут применяться только в случае резкой активизации боевых действий или наступления России. А эти области приграничные. Логика в этом есть, но немного странная. То есть если Кремль нанесет мощный удар на Чернигов, то там сразу заработают все аспекты военного положения, а Киев продолжит жить обычной жизнью? Ходить в кафе, планировать отдых и ждать, когда ВР внесет правки в закон. Ну, время есть, пока Киевская область окончательно станет приграничной, так?
Нет, мы помним, что так бывает. Когда в Днепре и области в 2014 полное военное положение, а в Луганске как бы совсем наоборот — митинги. Но тогда все было иначе, при большом вторжении сегодня на военные колеса моментально должна стать вся страна. Тем паче, правительство эти вопросы по рискам большой войны отрабатывает с 2014 года и есть масса решений, вплоть до проектов срочной эвакуации населения. И вчера этот процесс не остановился. И завтра все на контроле. Но такие решения рассчитаны на синхронную работу всей инфраструктуры и ресурсов Украины. Еще сократили время действия военного положения с 60 до 30 дней. Тут нет практической логики – чистая политика и желание обязательно провести выборы именно 31 марта, не сдвигая их даже на месяц. Я бы интересы обороноспособности все-таки ставил выше амбиций кандидатов, но голосуют они.
В общем, при хорошем развитии событий это будет тренировка для власти и силовых ведомств приграничных областей. Месячные сборы без выезда за пределы региона. Гражданские практически ничего не заметят. А вот при плохом сценарии – придется голосовать заново для всей территории страны. Тем не менее, очень важное политическое решение принято. Которое не просто лишний раз встряхнуло тех, кто начал забывать о войне, но и послужит хорошим сигналом нашим недостаточно решительным международным партнерам.