Иван Грозный всегда появляется на российской политической сцене необыкновенно вовремя. Впервые – собственно, во плоти – он явился как раз тогда, когда династия московских властителей практически исчерпала возможности руководства расширившимся царством, а вместе с монархами деградировало и боярство, тогдашний кооператив "Озеро". Понадобились совершенно другие, далекие от привычных раскладов и обязанные своим процветанием исключительно монарху люди – так появилась опричнина. Грозному не удалось спасти династию, его действия привели к фактической гибели Московского государства – на долгие годы оно станет "диким полем" смут и междоусобиц, раздольем для самозванцев. Но когда страна возобновится, уже при Романовых, все будет готово для того, чтобы уже не бояре, а дворяне правили Россией.
Следующий важный визит в Россию Иван Грозный нанес на закате сталинской эры, когда престарелый вождь заказал фильм о царе великому Эйзенштейну. Многие тогда недоумевали: зачем снимать фильм о Грозном во время войны, когда есть другие, куда более привлекательные с исторической точки зрения герои, к тому же очевидные победители. Но Сталин знал, что делает: он задумывал полную смену партийного руководства страны, вождю оказалось не по пути даже со вчерашними верными соратниками – просто потому, что эти соратники (даром что отличались беспрекословной преданностью) были его ровесниками и не могли не помнить, кем он был до воцарения. Замысел Сталина стал очевиден после XIX съезда партии, когда вдруг появилось два руководящих органа ЦК – Президиум и бюро Президиума, и в этом самом бюро уже не было ни Молотова, ни Микояна, да и другие традиционные сподвижники вождя ощущали себя неуверенно. Сталин умер менее чем через полгода после съезда, но Хрущеву в борьбе за власть пришлось опереться именно на сталинских "опричников" – и именно они, "опричники", правили страной после ухода Хрущева и довели страну до кондрашки.Теперь Иван Грозный является вновь. На фоне дискуссий об установке памятника правителю Руси в Орле Владимир Путин уволил своего давнего соратника Сергея Иванова с поста главы администрации – и это всего лишь один из шагов по формированию новой московской "опричнины". Становится очевидным, что в новых политических условиях ни кооператив "Озеро", ни остатки ельцинской "семьи" больше не могут помочь Путину упрочить и удержать власть. Прежде всего потому, что все эти люди не могут забыть, кем Путин был до назначения президентом. Теперь нужны люди всецело преданные, не представляющие себе, что в России может быть кто-то, кроме Путина. Люди без биографий – охранники, протоколисты, помощники. Челядь.
Неизвестно, сможет ли эта челядь помочь Владимиру Путину удержать власть или только ускорит демонтаж деградирующего режима. Но может статься так, что послепутинской Россией – или тем, что от нее останется, – будет, как и после Грозного или Сталина, править именно она.
Опричнина.
Виталий Портников