"«Теневой флот»: разговор позволил увидеть ситуацию в неожиданном ракурсе" - Дмитрий Некрасов

"«Теневой флот»: разговор позволил увидеть ситуацию в неожиданном ракурсе" - Дмитрий Некрасов

Бывает тебе задают, вопрос, ты отвечаешь, но тебе снова задают тот же вопрос с другого ракурса. Ты еще раз отвечаешь. Тебе третий раз чутка по-другому. Ты злишься на глупость собеседника, пытаешься объяснить на пальцах … и вдруг понимаешь, что казавшийся бессмысленным разговор позволил тебе увидеть ситуацию в неожиданном ракурсе.

Примерно так у меня сложился разговор с одним иностранным журналистом. Изложу с сокращениями:

Журналист: «Какие действия предпринимают Путин и российское правительство для обхода «потолка цен» и построения «теневого флота»?

Я: «Санкции обходит не Путин с правительством. Есть российские нефтяники, которые хотят заработать, продавая нефть. Есть индийские нефтепереработчики, которые хотят заработать, купив российскую нефть чуть дешевле. Есть разные перевозчики и посредники, которые хотят заработать обеспечивая доставку этой нефти. Всем движет частный интерес. Действия правительства либо вовсе отсутствуют, либо глубоко второстепенны».

Ж: «Такие-то, в своем исследовании пишут, что благодаря «теневому флоту» российский бюджет получает дополнительно Х миллиардов долларов в год. Объясните, как они это делают?»

Я: «Я бы описал ситуацию в несколько иных терминах. Если бы «ценовой потолок» в 60 долларов в отношении экспорта российской нефти работал, то российский бюджет действительно получал бы примерно на Х млрд меньше в год. Дело не в том, что российское правительство принимает какие-то особенные действия для заработка этого Х. Просто «потолок» не работает».

Ж: «Расскажите тогда, при помощи каких хитрых схем «теневой флот» обходит «ценовой потолок»? Как им это удается?»

Я: «Это не совсем правильная постановка вопроса. Предположим, крайнюю, не встречающуюся в реальности ситуацию. Есть российский танкер, который открыто везде заявляет «везу нефть в обход ценового потолка! Мне на всех наплевать». Он выходит из российского порта, с российской страховкой, везет российскую нефть в Индию. Этот танкер не нарушает никаких норм международного права. Он может спокойно дойти до Индии по водам, свободный проход торговых судов по которым гарантируют международные конвенции. Индия к санкциям не присоединялась. Любая индийская компания может совершенно легально купить эту нефть. Для данной операции нет никаких препятствий. Единственное, что может произойти пока танкер плывет это ЕС не пустит этот танкер в свои порты, но их легко обойти.

Проблемы могут возникнуть потом. Сам танкер, русский владелец танкера, страховая, лица, купившие нефть или еще как-то способствовавших ее продаже и расчетам за нее могут быть внесены в санкционные списки. Это значит их счета в ЕС закроют, да и за пределами ЕС будет предельно сложно пользоваться банковской системой. А танкер не сможет заходить во многие порты. Однако даже это включение в списки никак не препятствует тому, чтобы внесенный во все списки танкер, с внесенными во все списки владельцами, продолжал возить нефть из России в Индию на всех наплевав.

На практике, конечно, будет куча проблем. Любой взаимодействующий с таким танкером/лицами рискует вторичными санкциями. Поэтому взаимодействовать придется с отморозками, рассчитываться наличкой и т.д. Однако он может продолжить возить нефть.».

Ж: «Получается владельцы «теневого флота» ничего не боятся и ЕС ничего не может им сделать?»

Я: «Я описал вам крайнюю ситуацию, которая в реальной жизни практически не встречается. Танкеров, занятых перевозкой исключительно российской нефти, с российскими владельцами, не так много. В большинстве своем и владельцы танкеров и страховые это граждане и компании третьих стран. И конечно, никто не пишет на борту «я обхожу санкции». Перевозчики обзаводятся накладными от фирм-прокладок, что цена нефти в пределах потолка и другими подобными документами. Записывают корабли и компании на цепочки подставных лиц и так далее.

Никто не стремиться попасть под санкции. Однако если на одной чаше весов возможность заработать личные миллионы долларов из многомиллиардного пирога, а на другой – исчезающе малая вероятность попасть под санкции, большинство выберет заработок. Ведь в обслуживании не соблюдающего «потолок» российского нефтяного экспорта так или иначе заняты десятки тысяч лиц, а число лиц, включенных в этой связи в санкционные списки измеряется просто десятками. Согласно расчётам Сергей Вакуленко только за первые 9 месяцев 2024 года в российские порты заходило 735 уникальных танкеров, а даже с учетом последнего 15 пакета санкций всего под санкциями находится только 79 судов. Российскую нефть в основном возят самые обычные танкеры в рамках обычного бизнеса.

И самое главное: если лица, обходящие санкции, живут вне стран к ним присоединившимся, и не имеют активов и интересов на западе, то максимум чем они рискуют при включении в санкционные списки – некоторыми неудобствами. Сложно будет открывать счета или получать визы. А на другой чаше весов возможность заработать миллионы. Тем более, всегда можно за небольшую мзду проводить операции от имени водителя любовницы, а после его попадания под санкции переписать все на парикмахера жены. Риски и выгоды в этой игре настолько несопоставимы, что желающие найдутся всегда».

Ж: «Ну тогда почему же все так много вниманию уделяют «теневому флоту», если главная проблема не в нем?»

И только на этом вопросе я вдруг понял, что «теневой флот», помогающий Путину обходить санкции, в реальности не существует. Это химера. Пиаровская конструкция, которая нужна исключительно для того, чтобы не признавать ранее сделанных ошибок. Что-то типа «вредителей» в сталинском СССР, существование которых в общественном сознании оправдывало невысокий жизненный уровень.

Ведь реальная проблема отнюдь не в «теневом флоте», а в «потолке цен». Потолок изначально не имел достаточных механизмов обеспечения собственного исполнения. (О чем многие, в т.ч. я, тогда предупреждали). Но вместо того, чтобы признать: «мы приняли неверное решение», и заняться пересмотром архитектуры «потолка», гораздо проще придумать злобных вредителей, каковые мешают реализации наших умных планов откуда-то там «из тени».