Террор по-европейски

Террор по-европейски

В 70-х годах прошлого века власти Швейцарии, Франции и Германии заключили тайные сделки с радикальными арабскими террористами – «жизнь в обмен на евреев». Спустя полвека эти секретные соглашения вернулись в Европу бумерангом кровавых терактов.

Около года назад швейцарский журналист Марсель Гир опубликовал книгу «Швейцария в годы террора. Тайное соглашение с ООП», из которой впервые стало известно о секретном договоре, заключённом в 1970 году между главой швейцарского МИД Пьером Грабером и руководством ООП. Как выяснилось, после захвата осенью 1970 года арабскими террористами сразу четырех гражданских авиалайнеров, один из которых принадлежал компании Swissair, Швейцария в обмен на освобождение своих заложников и прекращение атак на её самолёты согласилась открыть у себя представительство ООП, а также использовать собственные дипломатические связи для международного признания этой организации. Помимо этого, власти Швейцарии отказались от расследования взрыва борта Swissair, произошедшего еще в феврале 1970-го, в результате которого погибли 47 человек, а также освободили боевиков, устроивших за год до того стрельбу в аэропорту Цюриха и убивших пилота израильской компании «Эль-Аль».

Публикация вызвала в Швейцарии немалый резонанс, была даже создана официальная комиссия, которая, правда, через полгода сообщила, что не смогла найти следов тайного соглашения. Впрочем, и опровергнуть приведённую в книге информацию комиссия тоже не смогла. Сам же бывший министр Грабер прояснить ситуацию уже не способен, поскольку умер десять лет назад.


Однако информацию, что Швейцария состояла в определенных договорённостях с арабскими боевиками, подтвердил прошлой весной известный террорист Карлос Шакал, отбывающий пожизненное заключение во Франции и обмолвившийся в интервью, что спокойно пересекал Швейцарию, пользуясь существующим «пактом о ненападении».

Сведения о секретных соглашениях между правительствами различных европейских стран и ООП просачивались в СМИ и раньше. Швейцарцы, возможно, были первыми, но далеко не единственными. Например, лет пять назад «Шпигель» сообщил о схожей сделке, заключённой между ООП и властями Западной Германии на рубеже 1972–73 годов. В обмен на отказ от расследования теракта на Олимпиаде в Мюнхене, жертвами которого стали 11 израильтян, и прекращение уголовного преследования его участников террористы обещали не проводить больше свои атаки в Западной Германии. А правительство этой страны должно было обеспечить работу официального представительства ООП в Бонне.

Первые контакты между официальными представителями западногерманского правительства и арабскими террористами состоялись всего через полгода после теракта на Олимпиаде. К тому времени трое террористов, участвовавших в убийстве израильских спортсменов и арестованных немецкой полицией, были уже отпущены в Ливию в обмен на освобождение заложников, захваченных в ходе угона самолёта немецкой авиакомпании Lufthansa.


Открытие ООП официального представительства в Бонне не только добавляло политического статуса организации, но и позволяло ей оказывать влияние на проживающих в Западной Германии арабов. «Шпигель» пишет, что террористы чувствовали себя в Бонне совершенно свободно: например, накануне чемпионата мира по футболу, проводимого в 1974 году в Западной Германии, официальный представитель ООП уведомил немецкие власти, что в этот раз тем не стоит опасаться атак.

В 1979 году немецкая полиция арестовала группу арабских террористов с взрывчаткой. Один из ее лидеров, Амин аль-Хинди, в ходе беседы с немецкими чиновниками, задокументированной как «спокойная и дружелюбная», открыто признал, что бомбы предназначаются для атак против Израиля. А также посоветовал немцам поучиться у итальянцев «молчаливо» не мешать их работе. Позднее, как пишет «Шпигель», аль-Хинди даже укорял сотрудников западногерманского Федерального ведомства криминальных расследований за утечку информации и угрожал: «либо совместная работа продолжится в тайне, либо её не будет вообще».


Помимо упомянутых итальянцев, на секретные контакты с ООП и покрывающим их ливийским лидером Муаммаром Каддафи пошли в те же годы правительства Франции и Греции. А американские СМИ еще в 1986 году сообщили, что администрация президента Рональда Рейгана обнаружила свидетельства тайных связей между ООП и правительствами ряда европейских стран, согласившихся обеспечить свободу перемещения арабских террористов по своей территории в обмен на отказ от атак на граждан этих стран. В результате, по словам представителей госдепартамента США, «французы смотрели сквозь пальцы на известных террористов, проходящих через аэропорты». Более того, арестованный в 1977 году французами Абу Дауд – организатор теракта на Олимпиаде в Мюнхене – был освобождён буквально через несколько дней.

Европейские правительства категорически отрицали наличие «пактов о ненападении» с ООП, декларируя отказ от сотрудничества с террористами и уверяя Израиль в отсутствии подобных контактов. Но как свидетельствует «Шпигель», канцлер Вилли Брандт публично обещал еврейскому государству «не капитулировать перед террористами» в то самое время, когда его дипломаты уже вели переговоры с ООП. В открытую уступил террористам лишь австрийский канцлер Бруно Крайский. В 1973 году, после захвата в заложники выезжавших из СССР в Израиль через Вену евреев, он в ответ на требования арабских террористов закрыл транзитный лагерь репатриантов в Шенау, лишая таким образом советских евреев возможности для репатриации. При этом австрийцы даже арестовали находившихся в Австрии сотрудников израильских служб безопасности, чтобы предотвратить их возможные ответные действия против террористов.

***


ООП было необходимо на том этапе попытаться превратиться из террористической группировки, объединяющей арабских радикалов, в политический фактор на Ближнем Востоке и в мире. Один из главных инструментов для политического признания ООП – открытие официальных представительств организации в европейских странах. Правда, добиваться от властей европейских стран разрешения на открытие таких представительств боевики решили привычным способом – шантажом и террором.

В результате ООП и связанные с ней боевые группировки впервые в практике международного террора стали применять захват гражданских авиалайнеров. После серии таких терактов, прокатившихся по Европе в 1968–1972 годах, правительства европейских стран сломались и пошли на тайные сделки с ООП, обеспечивая ей таким образом политическое признание. Одно за другим стали открываться представительства ООП в европейских столицах. Израиль же остался один в борьбе с арабским террором. Апогея эта ситуация достигла в 1976 году, когда террористы, угнавшие самолетAir France в Уганду, отделили израильтян, отпустив остальных заложников.

Свободное передвижение и подготовка арабских террористов на территории европейских стран нанесли, помимо очевидного удара по Израилю, выразившегося в сотнях погибших, еще один – открыли дорогу для свободной антиизраильской и даже антисемитской пропаганды, что повлияло в худшую сторону на отношение европейцев к еврейскому государству. А также заложили основу для беспрепятственной деятельности террористов в современной Европе. Нынешние кровавые теракты в Париже, Лондоне, Ницце и других европейских городах – не что иное, как следствие тайных сделок, заключенных полвека назад европейскими правительствами с арабскими террористами.

Александр Непомнящий