В дни холодной войны Путин был высокопоставленным офицером связи со "Штази", а Дрезден был ключевой базой для смертоносных операций КГБ, в которых Путин играл непосредственную роль, утверждает новая книга.
"В 1985г молодой сотрудник КГБ прибыл в Восточную Германию. Его звали Владимир Путин. Что именно Путин сделал в Дрездене, остается загадкой. Журналист-расследователь и бывшая журналистка The Financial Times Кэтрин Белтон копнула глубже. Ее революционная книга "Люди Путина: как КГБ вернул себе Россию, а затем начал наступление на Запад" предлагает гораздо более пугающую версию - Путин был высокопоставленным офицером связи со "Штази", тайной полиции Восточной Германии. А Дрезден был ключевой базой для операций КГБ, в том числе смертоносных, в которых Путин играл непосредственную роль.
Во время борьбы с капитализмом Политбюро финансировало радикальные террористические группировки на Ближнем Востоке и в других местах. Оно поддержало Фракцию Красной армии, крайне левую группу, которая совершила серию смертельных атак в 1970-х и 1980-х годах в Западной Германии. Белтон отслеживает ее бывшего участника, который вспоминает, как он тайно приехал в Восточный Берлин. Оттуда его отвезли в Дрезден для встреч с Путиным и другим сотрудником КГБ. КГБ давал западным немцам оружие и деньги. И рекомендовал возможные цели. Одной из них мог быть Альфред Херрхаузен, глава Deutsche Bank, который погиб во взрыве с помощью сложного взрывного механизма по дороге на работу спустя несколько недель после падения Берлинской стены. Целью Москвы было подорвать и "посеять хаос на Западе", рассказывает Белтон экс-террорист.
Эта история - одно из наводящих ужас откровений, что книга Белтон основана на десятках интервью с олигархами и кремлевскими инсайдерами, а также с бывшими сотрудниками КГБ и швейцарскими и российскими банкирами.
В одной примечательной главе Белтон называет людей, которые выступают финансистами Путина. Один из них - Жан Гучков, внук белого русского аристократа и руководитель, ранее работавший в HSBC в Женеве. Другой - Геннадий Тимченко, нефтяной трейдер, который действует как "хранитель" богатства Путина. Гучков является частью хорошо развитой международной сети, которая помогала Москве в советское время и теперь решает дела для Путина.
Путин и его петербургская команда управляют государством по правилам криминального клана. Существует общак. Он может быть использован для личных проектов, таких как роскошный дворец за $1 млрд, построенный для президента у Черного моря. Информатор сообщает Белтон, что инсайдеры, работающие на этой секретной вилле, называют Путина псевдонимами, среди которых - "Михаил Иванович", начальник милиции из советской комедии, "папа" и "номер один". Иногда они указывают пальцем на потолок.
Британский политический и профессиональный класс показал себя жадным: У пэров есть должности в советах директоров московских госкорпораций, в то время как Лондонская фондовая биржа разрешила размещение этих же сомнительных фирм. Кремлевские бароны скупили Кенсингтон. В Консервативную партию Бориса Джонсона поступали большие суммы от русских эмигрантов, в том числе перед последними выборами.
По словам Сергея Пугачева, бывшего правительственного инсайдера, а ныне находящегося в изгнании олигарха, Путин лично поручил Абрамовичу в 2003г купить футбольный клуб "Челси". Пугачев говорит, что цель состояла в том, чтобы поднять авторитет России как среди элиты, так и среди обычных британцев. Приобретение было частью более глубокого проникновения Москвы на запад через грязные деньги.
Между тем, в новом свете показаны и определяющие эпизоды путинской эры. В 2002г вооруженные чеченские боевики захватили московский театр на Дубровке, взяв в заложники около 900 человек. Игорь Сечин, привратник и помощник Путина, принял судьбоносное решение использовать смертоносный химический газ, рассказывает один из инсайдеров. Погибли по меньшей мере 115 заложников. Сечин также проинструктировал судью, какой приговор вынести Ходорковскому, олигарху, заключенному в тюрьму в 2005г за мошенничество.
Это превосходная книга. Публично говорить о коррупции в Кремле опасно, как показывает судьба Александра Литвиненко, отравленного полонием. Белтон пишет о русском, который "просочился сквозь щели" и стал "близким другом" Джонсона, когда будущий премьер-министр был мэром Лондона.
В книге есть и достойные восхищения официальные интервью с основными игроками со стороны Путина, в том числе с сотрудником КГБ, ставшим министром путей сообщения Владимиром Якуниным. Якунин и другие сотрудники спецслужб радуются тому, как движется мир: "Брекзит", Трамп и упадок либерального порядка. Это стало возможным, пишет Белтон, благодаря готовности Запада ставить бизнес выше морали. Путин считает, что купить можно кого угодно, и пока что он оказывался прав.