Николай Озеров. Он был не только одним из самых любимых и узнаваемых комментаторов – Озеров стал настоящим символом советского телевидения, без которого его история была бы неполной. Но, как это ни удивительно, всесоюзно известный комментатор был вынужден уйти из профессии и последние годы провел, страдая от творческой нереализованности и тяжелого недуга.
Все члены семьи Озеровых были людьми неординарными: прадед Николая был церковным деятелем и композитором, дед – священником, отец – оперным певцом, старший брат – кинорежиссером. Николай и сам с детства демонстрировал выдающиеся способности: в 12 лет он начал заниматься теннисом в обществе «Локомотив» и вскоре стал победителем Всесоюзных соревнований среди юношей. Когда в 1941 г. началась война и немцы вплотную подошли к Москве, оказалось, что в городе осталось всего три теннисиста. Чтобы среди жителей не распространялись панические настроения, власти пытались создать видимость того, что все функционирует так же, как и в мирное время. Поэтому Озерова и еще двух теннисистов возили с одного стадиона на другой, а по радио передавали трансляции этих матчей. Во многом благодаря этому Озеров вскоре получил звание заслуженного мастера спорта СССР.
Когда в конце 1990-х появилась серия разоблачительных статей о Николае Озерове, многие засомневались в его реальных заслугах. Писали, что оценить уровень Озерова-спортсмена крайне сложно, так как в то время советские теннисисты не участвовали в международных соревнованиях. Однако сам за себя говорит тот факт, что Николай Николаевич на чемпионатах СССР по теннису завоевал рекордное количество золотых медалей – он 24 раза становился победителем в одиночном, парном и смешанном разрядах.
Кроме спорта, Озеров увлекался и театром. Еще в 1941 г. он поступил в ГИТИС, а после его окончания начал выступать на сцене МХАТа. Но вскоре его главным увлечением стало телевидение, которому он и посвятил всю свою жизнь. В начале 1950-х гг. в СССР было два известных комментатора – Вадим Синявский и Виктор Дубинин. Последнего пригласили на тренерскую работу в московское «Динамо», и на телевидении начали искать ему замену. Вот тут-то и пригодились и актерские способности Николая Озерова, и его увлечение спортом.
Многие современники и коллеги Озерова утверждали, что он не был большим знатоком футбола и хоккея, но именно его репортажи пользовались наибольшей популярностью у зрителей благодаря эмоциональности, экспрессивности и личной вовлеченности комментатора. Он так неподдельно искренне переживал во время матчей, что это волнение передавалось и телезрителям. Кроме того, он был фанатично предан своей работе – до такой степени, что даже однажды вел матч, сидя на дереве. Хоккейные матчи Озеров нередко вел не из комментаторской кабинки, а прямо у бортика. Однажды из-за этого во время игры произошло столкновение с хоккеистом, в результате которого комментатор выбыл из строя. Но после того, как ему оказали медицинскую помощь, Озеров вернулся к микрофону.
За 38 лет работы на телевидении Николай Озеров побывал в качестве комментатора в 49 странах, вел репортажи с 15 Олимпийских игр, 30 чемпионатов мира по хоккею, 8 чемпионатов мира и 6 чемпионатов Европы по футболу. Несмотря на такой впечатляющий стаж работы и невероятную популярность у зрителей, в конце 1980-х гг. ему пришлось уйти с телевидения. Руководству казалось, что его стиль слишком старомоден, и новое время требует новых лиц и голосов на телевидении.
После ухода с поста председателя Гостелерадио СССР Сергея Лапина для Николая Озерова настали тяжелые времена, о которых он вспоминал с болью: «Отношение ко мне в коллективе резко изменилось, причём в худшую сторону, и я это почувствовал. В Главной редакции спортивных программ ЦТ возникла атмосфера интриг, унижения, анонимок. Работать в такой обстановке было тягостно. Обиды, бестактные замечания под видом «объективной критики», силовое давление. Но всему, как известно, есть предел». Озерову перестали доверять главные матчи, и он был вынужден написать заявление об уходе, что подорвало его здоровье.
В конце 1980-х гг. Озерова избрали председателем спортивного общества «Спартак», но в начале 1990-х он был вынужден отойти от дел. Однажды в Средней Азии его укусил скорпион, и давно ослабленный диабетом организм не смог справиться с последствиями этого укуса. В результате Озерову пришлось ампутировать правую ногу. С тех пор он из дома выходил очень редко. Говорят, он очень страдал без любимой работы и переживал из-за того, что с ним так обошлись на телевидении, которому он посвятил всю жизнь. К счастью, с ним оставалась его семья – комментатор поздно женился, в 47 лет, но жена подарила ему двойню и до последних дней оставалась с ним рядом.
2 июня 1997 г. Николай Озеров скончался, и вместе с ним ушла целая эпоха советского телевидения, символом которой стал легендарный комментатор.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/111217/36988/