Три предсказания по следствию Мюллера

Три предсказания по следствию Мюллера

Расследованию Роберта Мюллера уже год. Наблюдая за медленным выявлением свидетелей, обысками и предъявлениями повесток в суд в суд, сторонники и противники президента уже отчаялись, что это дело никогда не кончится.

Но пристегните ремни безопасности: скоро станет интересно. Роберт Каннингэм, бывший федеральный прокурор, помощник юрисконсульта Сената и адвокат Белого дома, уверен, что путь специального адвоката очень ясен - почти неизбежен. С оговоркой, что будущее, конечно, неопределенно, вот три его предсказания на следующие несколько недель:

Мюллер, вероятно, завершит свое расследование этим летом. Главный принцип состоит в том, что прокуроры не должны принимать меры, которые могли бы повлиять на выборы. Как выразился в своем руководстве генеральный прокурор Джорджа Буша-младшего, Майкл Мукаси: «Сотрудники правоохранительных органов и прокуроры не должны выбирать сроки следственных мероприятий или уголовных обвинений в целях воздействия на любые выборы, с намерением помешать или дать преимущество любому кандидату или политической партии». Закон Хэтча, продолжил он, «запрещает использовать наши полномочия для того, чтобы влиять на результаты выборов».

Четыре года спустя генпрокурор президента Обамы Эрик Холдер переиздал это руководство в практически неизменном виде. И оно все еще в силе. Именно поэтому юристы и чиновники были так возмущены заявлением директора ФБР Джеймса Коми о возобновлении расследования по делу об электронной переписке Хиллари Клинтон, и поэтому год назад помощник генерального прокурора Род Розенстайн решил его уволить.

Мюллер должен действовать быстро, или ему придется дожидаться ноября 2018 года. И если он будет тянуть время, то каждое его действие в предшествующие выборам месяцы будет изучаться под микроскопом. Разумеется, он не хочет объяснять потом в мемуарах, как его действия непреднамеренно повлияли на выборы.

Если президент не воспользуется пятой поправкой, Мюллер вызовет его на разговор. Адвокаты президента и консервативные юристы все еще спорят, согласится ли Трамп на интервью с командой Мюллера. Но юридический прецедент предельно ясен: у него нет выбора.

Начиная с Томаса Джефферсона, президенты, получив повестку, являлись в суд. Грант, Форд, Картер и оба Буша дали показания в ходе уголовных расследований или судебных дел. В деле «США против Никсона» Верховный суд единогласно провозгласил, что президент обязан подчиниться судебной повестке и отдать уотергейтские записи. В 1998 году суд единогласно постановил, что президент Клинтон не может требовать иммунитета во время рассмотрения выдвинутых против него обвинений.

И если президент вынужден подчиниться суду в ходе гражданского разбирательства, то нет сомнений в том, что его можно вызвать в суд по уголовному делу. Тогда почему адвокаты и сторонники Трампа кричат, что президент должен отказаться? Считайте, что это просто попытка выторговать отсрочку перед лицом неизбежного.

В ближайшие недели Пол Манафорт признает себя виновным. Два обвинительных заключения против главы бывшего штаба Трампа исключительно сильны. Его соучастник (и заместитель менеджера кампании Трампа) Рик Гейтс уже признал себя виновным и согласился сотрудничать. В прокурорских кругах мало кто сомневается в том, что Манафорту грозит обвинительное заключение и длительный тюремный срок. В настоящее время Манафорт держит свою последнюю оборону, утверждая, что Мюллер превысил свои полномочия.