Не хотел я комментировать тут дурацкую тему про опрос, согласно которому любовь соотечественников к усатому упырю побила какие-то там очередные рекорды. Честно говоря, даже думать на эту тему не хотел – противно. Но – позвонили из Ленты.ру, попросили «дать комментарий». Ну, журналистов жалко – стал говорить, по ходу разговора придумал аж три «основные причины», из-за чего такой «рекорд» сейчас стал возможен.
Пожалуй, надо тогда и здесь их изложить, вкратце.
1. «Следствие культа»
Да, это следствие культа, только другого – культа «Великой Победы», который в России безудержно нагнетают… вот уже, наверно, лет 15 подряд. Победу в ВОВ раздули уже до практически важнейшего события в человеческой истории, и уж точно – в истории русского народа. Невзначай уже создали впечатление, что, в общем, русский народ и имел целью своего существования, ныне, присно и вовеки веков, именно Победу в ВОВ (непонятным остается, зачем же он дальше существует в таком случае – но этот вопрос стараются замылить… хотя один ответ есть – чтобы Праздновать Победу, конечно же); само «великое событие» уже полагается описывать только в самых восторженных тонах, любое сомнение хоть в каком-то из светозарных аспектов «Победы в ВОВ» — величайшее кощунство и даже вроде как уголовное преступление – в общем, культ ВОВ в больном российском обществе все больше походит на натуральный религиозный. Причем накал ведь и не думает спадать – он только крепнет.
В условиях настолько целенаправленной истерии, всячески поддерживаемой государством, у рядового обывателя нет выбора. Вообще, надо сказать, что народное сознание плохо воспринимает сложносочиненные и амбивалентные конструкты, все эти «с одной стороны… но с другой стороны…»Такие сложности не для народа. Народ любит формулы прямые и простые, его сознание цельное. Да и изначально очень сложно воспринимать формулу «победа была величайшая и прекраснейшая… святая… божественная…» и тут же – «но в это время во главе страны в качестве Главнокомандующего стоял страшный и мерзкий упырь, на счету которого миллионы невинных жизней, выродок и негодяй». Как простому человеку восприять такую странность? Это ж почти то же самое, что сказать «а вот при Гитлере в Германии процветала культура, были написаны замечательные книги и сняты очень хорошие фильмы». КАК ЭТО??
Словом, сам по себе Культ Победы неминуемо и неизбежно вытягивает на себе Культ Вождя, и поделать с этим ничего нельзя… в смысле, нельзя до тех пор, пока существует сам Культ Победы. Но отказываться от него в стране никто не собирается (без него, видимо, трудно обосновывать, почему 145 млн. человек на одной территории до сих пор вместе).
2. Жажда внесистемного террора
Вторая причина всегда, конечно, имела место, но набирать силу начала в последние лет 8, то есть – в «десятых». Суть – даже не в вялотекущем экономическом кризисе, который, собственно, все 8 лет и продолжается (и тоже без тенденций к прекращению), но в гораздо большей степени – в окостенении и ороговении Системы, нарастающей пропасти между «власть имеющими», богатыми и «устроенными» — и основной массой податного населения, которая не может похвастать ничем из перечисленного.
Пресловутые «социальные лифты» не просто застыли – есть ощущение, что их под шумок и вовсе потихоньку демонтируют. А раздражение «нижних» в отношении самозваной «элиты» тем временем растет, тем более что «элита» давно уже на полном серьезе дает понять – мы, мол, заняли эти верхние места вместе со своими чадами и домочадцами НАВСЕГДА, а вы «сосите, лузеры».
В этих условиях Сталин «вдруг» начинает импонировать нынешним «униженным и оскорбленным» с неожиданной стороны – именно тем, что он «убивал всех». Продолжающиеся «разоблачения культа личности» в виде рассказов, как Сталин расстреливал глав областей, секретарей райкомов, делегатов съездов, военачальников, нкведешников и даже самих чекистов, причем вместе с членами семей – вызывают вместо ужаса мстительную реакцию – «и сейчас хорошо бы так!»
(тут журналист меня спросил – но почему ж тогда этих настроений не было в начале «нулевых» — тогда ведь тоже был кризис и произвол чиновников? Ответ простой – тогда еще не было этой закостенелости, общество было подвижным, а главное – у обывателей еще была иллюзия, что они в стране еще могут САМИ на что-то повлиять. Когда еще была вера в себя – Сталин был не нужен; сейчас обыватель знает, что от него ничего не зависит – и он начинает мечтать о Сталине как о «верхней» внесистемной силе, которая «всех убьет».
3. Кукиш миру
Но есть и третья причина, тоже, наверно, довольно значимая – «удовольствие быть плохишом». Население активно обрабатывают в том смысле, что несчастная РФ, поскольку она «за правду» и «за истинные ценности», оказалась полностью в кольце врагов, которые над ней глумятся, обкладывают ее санкциями и вообще только и мечтают погубить – не уставая при этом, впрочем, потчевать матушку Расею лживыми и лицемерными проповедями и упреками.
В таких условиях возникает соблазн «делать наоборот», поступать в духе «то, за что вы нас ругаете – тем мы гордимся!» Сталин тут – идеальный предмет, «чтобы подразнить». Россияне ведь знают, что для любого западного человека, а тем более политика, нет большой разницы между Сталиным и Гитлером – оба упыри, оба диктаторы, оба загубили миллионы людей. Ну а если «враги», те же «проклятые америкосы», считают Сталина упырем – что ж нам, соглашаться с ними?? Да ни за что! Мы назло им – и вообще всем! – будем считать его гением, вождем всех народов и будем прилюдно лобызать его бюст!! Что, съели??
Картина, конечно, душераздирающая. Но культ при таких вводных будет только нарастать.
Алексей Рощин