Представители 50 стран — союзников Украины — уже трижды встречались, чтобы обсудить поставки ей вооружений. Последняя встреча прошла в середине июня в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Еще на первой встрече Киев объявил, сколько оружия необходимо украинской армии для того, чтобы сдержать российское наступление. С тех пор требования менялись. Сейчас, по словам советника офиса президента Михаила Подоляка, Киеву требуется две тысячи единиц бронетехники, тысяча гаубиц «натовского» калибра 155 мм, 300 реактивных систем залпового огня, 500 танков и тысяча дронов.
Проблема в том, что сейчас объем даже объявленной (согласованной) военной помощи в разы меньше требуемого. И даже эти поставки идут не быстро: часть обещанного до Украины так и не дошла.
Именно отсутствием необходимого количества артиллерий и снарядов Киев объяснял то, что на Донбассе и близко нет паритета с ВС РФ — и в связи с подавляющим превосходством врага в вооружениях приходится отступать.
Объясняем в нашем разборе, дождется ли Украина помощи с Запада и почему она может опоздать.
Поставки начались — но не все
Еще до последней встречи в Брюсселе, по данным СМИ и украинской стороны, западные страны поставили около 175 гаубиц калибра 155 мм, включая буксируемые гаубицы M777 американского производства и французские Caesar. Основное преимущество 155 мм калибра перед советскими 152 мм гаубицами в типах снарядов. Более совершенные американские образцы могут поражать цели точнее благодаря системам общего управления и наведения. Помочь в этом должны радары контрбатарейной борьбы о которых мы писали ранее.
Французские гаубицы Caesar в действии
Помимо оружия натовского образца украинская армия получила и советские гаубицы 152 мм калибра. По данным ВСУ, армию пополнили 50 единиц артиллерии такого типа. В дополнение к ним были поставлены более сотни минометов.
В ходе новых поставок союзники пообещали увеличить количество современных реактивных систем залпового огня. О преимуществах американских РСЗО HIMARS мы рассказывали тут. По данным Пентагона, Киев уже получил четыре системы этого типа, еще четыре на подходе. Помимо этого, Украине передали советские РСЗО в количестве нескольких десятков, а также снаряды для обоих типов систем.
Больше всего, согласно открытым данным, «проседают» поставки бронированных машин, в том числе танков стран НАТО, и переносных ракетных комплексов. Так, согласно подсчетам Кильского института мировой экономики (Institut für Weltwirtschaft, IfW), украинские военные недополучили 40 танков натовского образца, включая обещанные Берлином зенитные самоходные установки Gepard. Кроме того, эксперты недосчитались шести тысяч ракетных систем и двух десятков вертолетов.
Две трети обещаний
Даже без учета «отложенных» поставок, которые еще не достигли пункта назначения, запросы Киева в разы превосходят предложение союзников. В этом ключе даже выполнение обязательств на две трети (68,71%, 7,29 млрд евро из 10,61 млрд обещанной военной помощи, данные IfW) не выглядит оптимистично.
Даже для теоретического паритета на фронте поставки Запада не должны прекращаться. Об этом в интервью Die Zeit накануне говорил и Владимир Зеленский: «Проблема в том, что, несмотря на обещание США поставить Украине 108 гаубиц M777 и 200 тысяч патронов, у российской армии гораздо больше артиллерийских подразделений и боеприпасов, чем у ВСУ».
В том же интервью Зеленский напомнил, что несмотря на обещания, Германия медлит с поставками систем противовоздушной обороны, РСЗО MARS II и самоходных гаубиц PzH 2000, которые канцлер Олаф Шольц обещал еще в мае. Часть обещанного поставили только на днях, в конце июня.
Медлительность Германии сковывает и поставки из Греции, которая хуже всех союзников выполняет свои обещания. Дело в том, что взамен обещанных Киеву БМП-1 греки должны получить бронемашины из Германии, а их пока нет.
Лучше всего обязательства исполняет Польша. Варшава обещала Киеву 18 «самоходок» Krab, сотню 60 мм минометов LM-60D, 240 танков Т-72 и неизвестное количество ракет к противотанковым комплексам Javelin. По данным ВСУ и польской стороны, все обещанное оружие было поставлено до начала июня.
Трудности перевода
Проблемы с поставками — не только в их задержках. Несмотря на то, что армия Украины перешла на командование по типу армий НАТО, рядовой состав и офицеры не знакомы с западным оружием. Именно поэтому, например, системы HIMARS хоть и оказались в распоряжении ВСУ, еще не могут в полной мере применяться: потребуется несколько недель и даже месяцев, чтобы военные с ними освоились. Для этого планируется использовать ротацию — часть систем будет находиться за пределами страны, в Германии, для обучения личного состава. Как только обучение будет закончено, HIMARS заступят на боевое дежурство.
HIMARS начали поступать
Кроме опыта использования незнакомых систем вооружения, проблемой может стать и разница в системах исчисления. Американские гаубицы M777 и РСЗО заточены под использование имперской системы вместо метрической. То есть для наводки нужно переводить сантиметры и метры в дюймы и футы, что даже в мирных условиях нетривиальная задача.
Еще одна проблема — снаряды. Основное преимущество западных артиллерийских систем перед советскими и российскими заключается именно в снарядах (их дальности и точности). Но если американская промышленность в состоянии производить большое количество ракет для РСЗО HIMARS с GPS-наведением, то другие страны — в первую очередь Франция и Великобритания — в состоянии поставить только ограниченный боезапас. В условиях затянувшейся войны на истощение, которая ведется, в основном, через артиллерийские дуэли, недостаток высокоточных снарядов может стать критическим.
Тем не менее, и Киев, и союзники настроены оптимистично. Об этом говорит и риторика в переговорном процессе. «[Продолжение переговоров намечено на] конец августа. Мы проведем операцию по контрнаступлению в некоторых местах», — заявил глава украинской делегации на переговорах с Россией Давид Арахамия. Так же в конце августа начнутся поставки по ленд-лизу, что позволит в разы увеличить военную помощь со стороны США.
Насколько это изменит ситуацию
Намеченные поставки, а также заверения союзников об увеличении военной помощи (после встречи в Брюсселе президент США Джо Байден пообещал оружия еще на млрд долларов) могут локально изменить ситуацию на ряде направлений. Однако и Киев, и союзники понимают, что перевес в абсолютных числах все еще на стороне Москвы.
Западная техника могла бы, в теории, помочь ВСУ на ряде неосновных направлений: в Харьковской области, в Запорожье и в Херсоне. Но на основном сейчас театре, в Донбассе, даже вся обещанная Западом помощь ситуацию не изменила бы. По словам самого Зеленского, российская армия на этом участке имеет превосходство в технике в 20 раз по сравнению с украинской.
Если смотреть на ситуацию в целом, даже по открытым данным, Россия превосходит Украину в количестве бронированной техники (около 30 тыс. единиц против 12 тыс.), танков (12 тыс. единиц против 2,5 тыс.), реактивных систем залпового огня (3,4 тыс. против 490 единиц), артиллерии (самоходной и буксируемой), а также доминирует в воздухе. Поэтому даже с учетом современного оружия и паритета в личном составе, участвующем в кампании, Москва продолжает наступление на Донбассе.
Ситуацию осложняет то, что ВСУ, по словам командующего логистикой украинских сухопутных войск Украины Владимира Карпенко, потеряла до половины тяжелой техники в ходе кампании. «На сегодняшний день мы имеем примерно 30−40%, а иногда и до 50% потерь техники в результате активных боев», — заявил он. В абсолютных числах это 300 БМП, 400 танков и 700 артиллерийских систем. Восстановить эти потери в короткие сроки попросту невозможно — ни у ЕС, ни у НАТО нет таких запасов «свободной» техники.
Не все так плохо для Киева
Правда, и ситуация с российской стороны не лучше. По данным проекта Oryx, который анализирует потери в техники по фотографиям и видеозаписям, российская армия потеряла около 800 танков и более 1,5 тыс. единиц другой бронетехники. Минобороны США называет еще большие цифры — до тысячи танков.
В теории, даже при изначальном превосходстве российской армии в технике, темпы восполнения потерь у России ниже, так как Киев получает готовую технику союзников, а российским войскам приходится находить внутренние резервы. Сможет ли российская промышленность вообще когда-нибудь восстановить потерянную технику хотя бы количественно — неизвестно.
Использование новейших средств разведки и наведения артиллерии позволит Киеву провести контрнаступление, что показывает ситуация в Харьковской области, в Запорожье и Херсоне.
Однако противостоять основной группировке, которая в данный момент продвигается на Донецком направлении трудно — даже с новейшей техникой, которой совсем немного.