Некоторые аналитики задают вопрос о том, не «дрогнул» ли уже Владимир Путин в ходе противостояния вокруг Украины. Это справедливый вопрос, особенно учитывая некоторые более позитивные предложения, прозвучавшие недавно из уст министра иностранных дел РФ, но кардинальное изменение позиции России на данный момент кажется маловероятным. Джо Байден по-прежнему убежден, что Путин вторгнется в Украину в ближайшие недели, но, честно говоря, когда Джо был прав в последний раз? К тому же, его мнение, похоже, не разделяет ряд европейских аналитиков и аналитиков НАТО.
Что же произойдет дальше?
Вполне возможно, хотя и далеко не гарантированно, что Путин сочтет полное вторжение в Украину неоправданным. Уровень отпора и обязательств по оказанию помощи украинским военным, возможно, действительно застал российского диктатора врасплох. Но полное отступление с поджатым хвостом тоже не в его стиле. Есть ли у него другие варианты? Безусловно. Агентство Associated Press недавно подытожило несколько наиболее вероятных сценариев, и они совпадают с некоторыми возможностями, которые аналитики обсуждают уже в течение нескольких недель. В распоряжении России есть множество инструментов, включая невоенные и даже полувоенные стратегии.
У России, которая добивается обещания, что НАТО не будет расширяться за счет Украины, есть варианты, которые она может использовать, не прибегая к полномасштабному вторжению, и другие способы нанести удар по США и их союзникам. Все они несут разную степень риска, как для России, так и для всего мира...
Возможные сценарии включают оказание дополнительной поддержки поддерживаемым Россией боевикам или ограниченное вторжение, достаточное для дестабилизации позиций Зеленского и прихода к власти прокремлевского лидера.
Отказ от полномасштабного вторжения даст России больше времени для ввода дополнительных сил и проверит приверженность США и их союзников карательным санкциям, обещанным Байденом, говорит генерал-лейтенант в отставке Бен Ходжес, бывший командующий сухопутными войсками США в Европе. «Он собирается продолжать делать то, что он делает сейчас, продолжать оказывать максимальное давление на Украину и пытаться дестабилизировать правительство, чтобы посеять панику в народе», - сказал Ходжес.
«Невоенные» или «полувоенные» действия по-прежнему представляются весьма вероятными, но не гарантирующими достижение того, чего действительно хочет Путин. (А хочет он полного удаления любых активов НАТО из страны и замены нынешнего правительства пророссийским режимом). Путин вооружает пророссийских сепаратистов на востоке Украины уже почти 10 лет. У него, несомненно, есть группировки ближе к Киеву, которые поддерживают Москву, и он может начать вооружать их аналогичным образом, чтобы создать проблемы. У него также есть опыт переправки солдат без опознавательных знаков через границы (печально известная уловка с «трактористами и дальнобойщиками»), и он может это сделать. Но Украина гораздо лучше вооружена, чем раньше, и для того, чтобы победить ее, скорее всего, потребуется вся мощь российской армии, так что он снова останется без окончательной победы.
Путин также может начать «экономическую войну» в виде прекращения поставок энергоносителей в Европу (Россия - основной источник природного газа в Европе) и других товаров, которые в настоящее время экспортируются в западные страны и Африку. Хотя эта стратегия, безусловно, больно ударит по некоторым странам Европы, она будет временной и может обернуться против Путина. Он лишит Россию рынков сбыта товаров и услуг, нанесет ущерб собственной экономике и вызовет волнения внутри России. Кроме того, Европа будет искать новые источники энергии, скорее всего, в Соединенных Штатах. Как только эти цепочки поставок будут налажены, Россия будет фактически навсегда отрезана от этих рынков.
В качестве примечания к этому сценарию, на случай, если Путин перекроет поставки природного газа в Европу (что маловероятно), Джо Байден уже обращается к американской нефтегазовой промышленности с вопросом об экспорте сжиженного природного газа в Европу. Было бы очень иронично, если бы президент, который закрывает американские трубопроводы и предприятия по добыче ископаемого топлива, со шляпой в руке обратился к этой же отрасли с просьбой увеличить производство, чтобы выручить наших союзников.
Мы также не должны забывать о вероятности того, что Россия может начать массированные кибератаки не только против Украины, но и практически против всех остальных. Тогда он сделает то, что он всегда делает, и обвинит в хакерских атаках различных «злоумышленников», настаивая на том, что российское правительство ничего об этом не знает. Конечно, Россия и так уже много чего творит, поэтому неясно, сколько еще они смогут сделать, не признавая, по сути, своей вины.
AП рассматривает пару других вариантов, которые есть у Путина, например, укрепление военных связей с Китаем. Но они уже участвуют в совместных военных учениях, так что этот корабль, вероятно, уже уплыл. Высказывались предположения, что он может перебросить войска на Кубу, в Венесуэлу и Никарагуа, но это только истощит его силы внутри страны.
Вряд ли Путин полностью подожмет хвост и уйдет, потерпев поражение. Этого он уже не может себе позволить: выдвинув ультиматум о нерасширении НАТО на восток, он пересек условный Рубикон. Теперь ему нужно либо выбить у Запада какие-то уступки, либо хотя бы ввести войска в ДНР и ЛНР, сепаратистские регионы восточной Украины. В это же время любая попытка сдать назад будет расцениваться как утрата прежних позиций – не столько Западом, сколько конкурирующими элитами внутри России, что для Путина гораздо опаснее. Если они почувствуют угрозу для себя, они начнут бороться за выживание, а для них их рубашка гораздо ближе к телу, чем теряющий хватку Владимир Владимирович.
Тем не менее, возможность полного вторжения в Украину также нельзя исключать, но вероятность его, по крайней мере сегодня, несколько меньше, чем две недели назад. Но не ждите, что Путин просто сложит руки и признает, что он проиграл НАТО. Он не выборный политик, о выборах ему думать не нужно, и единственное о чем он беспокоится – его авторитет. Поэтому он будет искать слабые места. Они есть у всех.