Эмму Цесарскую Страна Советов узнала гораздо раньше, чем Любовь Орлову и Марину Ладынину. Актриса начала свою карьеру в кино сразу с главных ролей, работа в картине «Бабы рязанские» сделала её знаменитой, а сыгранная роль Аксиньи в первой экранизации «Тихого Дона» навсегда закрепила за ней славу настоящей донской казачки. Однако в 1939 году она появилась на экранах в последний раз, а после пропала. Почему перестали снимать настоящую советскую кинозвезду, какие тайны хранила она до последнего дня своей жизни?
Советская кинозвезда и американский инженер
Эмма Цесарская, появившаяся на свет в 1909 году, с детства мечтала о карьере пианистки. В 16-летнем возрасте она приехала из Екатеринослава в Москву, но поступила не в музыкальное училище, а в киношколу. И уже спустя два года вместе со своими однокурсниками впервые появилась на «Совкино», где прошла фотопробы на роль свахи в картине Преображенской и Правова «Бабы рязанские». Но Эмма была настолько яркой и талантливой, что её заметили сразу. И первая её кинороль оказалась одной из главных. Так 18-летняя актриса начала свой путь в искусстве, который с самого начала был очень успешным.
В 1930 году она сыграла Аксинью в «Тихом Доне» Шолохова. На эту роль Эмму Цесарскую утвердили без единой пробы. После этой работы вся страна была уверена в том, что Эмма – настоящая казачка. На самом же деле деревенскую жизнь она изучала лишь по книгам.
В 1929 году фильм «Бабы рязанские» демонстрировался в США. Зара Виткин, молодой американский инженер, всерьёз увлечённый идеями социализма, пришёл на показ вместе со своей сестрой. Увидев на экране Василису, которую играла Эмма Цесарская, Зара был не просто очарован. Он влюбился буквально с первых секунд в эту яркую, живую и невероятно красивую девушку.
Почему-то он мгновенно уверился: ему срочно надо ехать в Советский Союз. Тем более, что иностранных специалистов активно приглашали на работу в молодую страну. Его вообще привлекала идея равенства и братства, он считал СССР перспективной страной, которая даёт надежду на будущее всему миру.
Подстёгиваемый своими чувствами к незнакомой пока советской красавице, Зара Виткин оформил визу через Акционерное общество «Амторг», занимавшееся подбором инженеров, чьи таланты могли быть использованы для индустриализации молодой Страны Советов. Уже в апреле 1932 года он пересек границу СССР и надеялся на скорую встречу с Эммой Цесарской.
Учитель и способная ученица
По прибытию в Москву Виткину предстояло не только устроиться на работу, но ещё и разыскать предмет своей страсти. Если с первым всё было понятно, то поиски актрисы иногда казались ему просто безнадёжными. Благодаря приятелям Зара Виткин узнал, что Эмма снимается в Крыму.
Он проектировал дома для рабочих и всё больше погружался в советскую действительность.
Разочарован он не был, считая, будто высокая идея всеобщего равенства и братства стоит того, чтобы за неё немного пострадать. Куда больше его волновала возможность (или невозможность) встречи с актрисой. И в то время, когда он уже почти оставил свои надежды, Зара встретил Эмму Цесарскую просто на улице, на Петровке.
Он шёл за ней, даже не представляя себе, как познакомится с актрисой, но на его счастье, вскоре она встретила знакомую, которую сам Виткин уже встречал. Это тоже была актриса Клавдия, к которой и подошёл Зара, а девушка уже представила его Цесарской. Правда, особого внимания на нового знакомого Эмма не обратила. Но первый шаг был сделан и вскоре Клавдия вместе со знакомым инженера Юджином Лайонсом, корреспондентом United Press International, организовали встречу Цесарской и Виткина.
Зара увидел её вблизи, смог рассмотреть и окончательно увериться в своих чувствах. Впрочем, на актрису новый знакомый тоже произвёл впечатление. Правда, они совершенно не могли разговаривать: Эмма не знала иностранного языка, Зара Виткин не изъяснялся на русском. Кому пришла в голову мысль о том, что американец должен давать уроки английского языка Эмме Цесарской, неизвестно. Но вскоре Эмма и Зара стали регулярно встречаться.
Он готовился к занятиям, выбрав весьма необычную методику: Виткин писал Эмме письма, в каждое вводя всё новые слова. Общались они поначалу с помощью словарей, но Эмма оказалась способной ученицей и вскоре могла уже понять разговорную речь, а после и вполне сносно изъясниться на английском.
При этом Зара был уверен, что у него с актрисой роман, а сама Эмма даже спустя полвека утверждала: она никогда не была влюблена в американского инженера. Но он строил планы, говорил о браке. Она же просто изучала язык, надеясь когда-нибудь сняться в Голливуде. На все разговоры о будущей семье актриса отвечала молчанием, но Зара принимал его за согласие.
Зимой 1934 года Эмма очень изменилась. Она перестала появляться на людях вместе с Виткиным, категорически отказывалась от выезда в США даже при наличии отчётливой перспективы сделать там карьеру.
Трагедии и судьбы
В феврале 1934 года Зара Виткин выехал из России. В то время практически над каждым иностранцем, приехавшим строить новое государство и работать на его благо, нависла реальная угроза ареста. Виткин был хорошим специалистом, его даже пытались удержать, но разочарование в советском строе и явное нежелание Эммы быть с ним вместе сыграли свою роль в том, что инженер вернулся на родину.
После своего возвращения он написал книгу о своей жизни в СССР. Большую часть произведения он посвятил любимой женщине. Правда, издатели отказывались печатать его творение, а когда Виткин скончался в 1940 году, родственники сожгли рукопись инженера. Лишь благодаря Юджину Лайонсу сохранилась фотокопия рукописи, которую в 1989 году издал историк из Калифорнии Майкл Гелб. Он приехал к актрисе, расспрашивал её о романе с Виткиным, однако и через полвека она не раскрыла всех своих тайн.
Эмма Цесарская смогла безболезненно пережить знакомство и тесное общение с иностранцем, но счастливое замужество актрисы обернулось для неё настоящей трагедией. Супруг актрисы Макс Станиславский был капитаном государственной безопасности и занимал небольшую должность в НКВД.
В марте 1937 года он был арестован после того, как в рядах НКВД начались массовые чистки. Эмму Цесарскую вместе с полуторагодовалым сыном выселили в барак на окраине столицы, куда перевозили всех жён репрессированных силовиков. Однако мама и брат актрисы сумели добиться разрешения для известной актрисы жить вместе с ними и забрали Эмму вместе с малышом домой.
Однако на карьере Цесарской был поставлен крест. Её совершенно перестали снимать и даже на афишах фильмов с её участием фамилию просто зачёркивали. Даже почти законченный фильм с участием актрисы пересняли, взяв на роль вместо неё Зою Карпову.
В конце лета 1938 года Эмма Цесарская попала на приём к Семёну Дукельскому, новому председателю Комитета по кинематографии. Этому предшествовало письмо, написанное актрисой Вячеславу Молотову по совету Михаила Шолохова, симпатизировавшего своей Аксинье. После приёма у Дукельского Цесарской было позволено сниматься в небольших эпизодических ролях. Однако о былой славе речь уже не шла.
При этом сама Эмма Цесарская утверждала, будто избежать ГУЛАГа ей позволило покровительство Полины Жемчужной, супруги Молотова. Но это кажется маловероятным: жена чиновника никогда и ни за кого не ходатайствовала.
Когда к ней в 1989 году приехал Майкл Гелб, актриса была очень сдержана во время беседы. Она явно не собиралась открывать все свои тайны американскому историку, несмотря на его рассказ о судьбе Зары Виткина и его книге, в которой он так много слов посвятил женщине, которую любил. Спустя всего полгода после этого визита Эмма Цесарская скончалась.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070120/45116/