Если худшие опасения Европы оправдаются, и конфликт в Украине распространится по всему континенту на других соседей России, то Финляндия будет готова.
У нее есть запасы. В стратегических запасах хранится все основные виды топлива и зерна, которых должно хватить как минимум на полгода, а фармацевтические компании обязаны иметь в запасе от 3 до 10 месяцев всех импортных лекарств.
У нее есть план гражданской обороны. Все здания больше определенного размера должны быть оборудованы собственными бомбоубежищами, а остальное население может воспользоваться подземными автостоянками, катками и бассейнами, которые готовы превратиться в эвакуационные центры.
У нее есть солдаты. Почти треть взрослого населения этой северной страны – резервисты. Это значит, что у Финляндии по сравнению с ее размерами одна из самых больших армий в Европе.
«Мы подготовили наше общество и готовились к этой ситуации еще со времен Второй мировой войны, - говорит Тютти Туппурайнен, министр по делам ЕС Финляндии. - Проведя 80 лет в тени сначала Советского Союза, а теперь России, угроза войны в Европе не стала для нас неожиданностью».
Импровизированная стратегия «тотальной обороны», которая определила решительную оборону Украины во время вторжения России, когда молодожены и продавцы магазинов берут в руки оружие, привлекла внимание всего мира.
Но план, который Финляндия называет стратегией «комплексной безопасности», служит примером того, как страны могут создавать тщательные системы защиты заранее - планируя не только возможное вторжение, но и стихийные бедствия, кибератаки или пандемию.
Речь идет не только о военной готовности. Чарли Салониус-Пастернак, эксперт по безопасности из Финского института международных отношений, называет это «скучной, нудной работой» по обеспечению того, чтобы законы и правила работали во время кризиса.
Чтобы подготовиться к худшему, Финляндия создала неформальные сети между представителями политической, деловой элиты и неправительственных организаций. Она постоянно изучает свои основные слабости и пытается их исправить и повысить приспосабливаемость системы до наступления кризиса.
Война в Украине подчеркнула, насколько Финляндия с 1,340 км общей границы с Россией подвержена угрозе нападения. Руководство Финляндии уже поддержало идею вступления страны в НАТО, поскольку страны Европы пересматривают уровень сотрудничества в области обороны и безопасности. Впервые за всю историю альянса большинство финнов выступают за вступление.
Но страна с населением 5,5 млн человек также считает необходимым поддерживать и совершенствовать свою национальную стратегию.
«Учитывая наше геостратегическое положение, большую территорию и малочисленность населения, у нас должно быть все необходимое для защиты страны... Мы регулярно проводим обучение на многих уровнях, чтобы все знали, что делать - как принимать политические решения, что делать банкам, церкви, промышленности, какова роль СМИ, - говорит Янне Куусела, генеральный директор по оборонной политике в министерстве обороны. - В итоге можно будет перевести общество в кризисный режим, если потребуется».
Наследие Зимней войны
Готовность Финляндии во многом обусловлена ее собственным опытом войны с Москвой, которая во многом была похожа на вторжение России в Украину. В 1939-40 годах финны сражались в жестокой Зимней войне, чтобы сдержать Советский Союз, но в результате потеряли значительную часть своей территории, включая самый космополитический город страны, Выборг, и один из основных промышленных районов. Восстанавливаясь после этого конфликта, финны дали обет: никогда больше.
«В истории нашей страны не раз были тяжелые моменты. Мы этого не забыли, это в нашей ДНК. Поэтому мы очень тщательно следим за поддержанием уровня нашей сопротивляемости», - говорит президент Саули Ниинистё. Он указывает на опросы общественного мнения, согласно которым около 75% финнов готовы взять в руки оружие, чтобы защитить свою страну. Это самый высокий показатель в Европе.
В Финляндии укомлпектованность личным составом в военное время составляет около 280,000 человек, а всего в стране 900,000 резервистов. Она продолжала призывать в армию всех выпускников школ мужского пола даже после окончания холодной войны, когда многие страны Европы прекратили призыв. Хельсинки сохранил высокие расходы на оборону, даже когда другие страны сокращали их в 1990-х и 2000-х годах.
В стране ведется подробное планирование действий в случае вторжения, включая размещение истребителей на отдаленных дорогах, установку мин на ключевых морских путях и подготовку наземной обороны, например, подрыв мостов.
Ярмо Линдберг, бывший начальник обороны Финляндии, говорит, что финская столица Хельсинки «похожа на швейцарский сыр» с десятками километров туннелей. «Есть районы, как в фильме о Джеймсе Бонде», - добавляет он. Все штабы вооруженных сил расположены на склонах холмов под «30-40 метрами гранита», - говорит он.
Если военная разведка обнаружит вероятность нападения, армия будет мобилизована, а гражданское население, насколько это возможно, будет эвакуировано из опасных районов, что заметно отличается от ситуации, которая сложилась в феврале в Украине.
Куусела говорит, что в основе стратегии Финляндии лежит желание ее граждан сражаться и защищать страну, которую ООН недавно - 5-й год подряд - назвала самой счастливой нацией в мире.
«Быть финном - это очень важно, - добавляет он. - Мы занимаем первое место в мире по счастью. С другой стороны, мы готовы защищаться... Наша страна была на краю гибели во время Второй мировой войны, и этот опыт лишь укрепил нас».
Стратегические запасы
Финны знают, что этого может быть недостаточно, поэтому они также много работают над систематической подготовкой к кризисам. «[Мы стараемся] сделать так, чтобы наше общество было сильным и могло справиться с трудными временами, - говорит Ниинистё. - Готовность и подготовленность глубоко укоренились в сознании финнов».
Ключевым моментом этого стало привлечение корпоративного сектора Финляндии к ведущей роли в подготовке и управлении кризисами. Салониус-Пастернак считает, что способность Финляндии в любой момент обратиться к своим крупнейшим компаниям для преодоления национального кризиса является огромным преимуществом, поскольку она «использует рыночную экономику для общества, готовящегося к кризису».
Представители каждой критически важной отрасли экономики - например, телекоммуникации, поставки продуктов питания или энергетика - собираются несколько раз в год и в ходе тщательно контролируемых дискуссий обсуждают проблемы, которые могут повлиять на их сектор.
«Основная идея заключается в следующем: если одна компания или сектор экономики пострадали, как же все-таки решить проблему? Например, как накормить страну или, скажем, обеспечить ее туалетной бумагой, если в Балтийском море блокада?» - говорит Салониус-Пастернак.
Компании в Финляндии «понимают это», говорит Куусела. «Члены руководства компаний служили в армии. У нас не будет бизнеса, у нас не будет благосостояния, у нас не будет роста, если наша оборона не справится. Это хорошо известно».
Национальное агентство по снабжению в чрезвычайных ситуациях (Nesa) помогает координировать эту сеть компаний, но его обязанности выходят далеко за эти рамки. Оно распоряжается балансом в 2,5 млрд евро, который состоит из стратегических запасов, включающих полугодовой запас зерна (пшеница и овес), различных видов топлива (бензин и дизельное топливо), а также некоторых нераскрытых «стратегических активов», включая долю в общенациональной энергосистеме.
Янне Канканен, исполнительный директор Nesa, говорит, что агентство взимает небольшой сбор со всех закупок ископаемого топлива и электроэнергии в Финляндии, что дает ему «значительную свободу действий, поэтому у нас есть возможность в очень короткие сроки реагировать на различные виды происшествий».
Оно может быстро закупать критически важные материалы, но также изучает состояние различных секторов и, например, спрашивать, произведут ли финские фермеры достаточно зерна в этом сезоне. С декабря она «сверхинтенсивно» отслеживает ситуацию в Украине, переключившись с пандемии Ковид-19.
«В такие кризисные времена, конечно, проще, потому что у нас уже есть система и нам не нужно начинать строить что-то с нуля», - добавляет Канканен. Вторжение России в Украину приведет к обсуждению вопроса о повышении готовности, подчеркивает Канканен, и возможному увеличению запасов.