Почему Украине важно продолжать отстаивать свое юридическое (формальное) право на крымский полуостров и оккупированные земли донецкой и луганской областей?
Можно иногда услышать позицию, мол, вероломное нападение России в 2014 году - это, конечно, не айс, но де факто Крым и территории на востоке потеряны. Кремль их ни за что не отдаст - по крайней мере, нынешний Кремль. А что там будет через десятилетия - можно лишь гадать. Может, уже и Украины с РФ не будет вовсе.
Такая позиция ошибочна. Формальное юридическое право - это крайне важно и может сыграть вам на руку в долгосрочной ретроспективе.
Вот небольшой пример из истории.
Есть такой народ - маори. Это коренные жители Новой Зеландии. В прошлом - крайне агрессивные племена, с культом войны и ритуальными убийствами. Когда британцы решили прибрать к рукам острова, они сначала щедро снабдили племена оружием (через торговлю). Это привело к так называемым "мушкетным войнам", в ходе которых маори пролили немало крови соплеменников. А потом, в 1840 году, был подписан уникальный договор. В обмен на признание власти королевы маори получали юридическое право на землю и права британских подданных в судах.
Это важный момент.
Англичане, конечно же обманули маори, и во второй половине 19 века начали так называемые "земельные войны", захватывая у коренных жителей землю, леса и водные ресурсы. Возмущенные маори восстали. Сражались они достойно - пригодился опыт "мушкетных войн" - и дали ярый отпор британским колонизаторам. Когда потери англичан начал приближаться к 1000 человек (белые люди умирали от руки каких то голожопых дикарей! неслыханно!) стало ясно, что победа британской короны может оказаться пирровой.
Британцы согласились на мир. Правда, конфисковав захваченные земли.
Тут маори и вспомнили о договоре 1840 года. Они отложили в сторону ружья, надели костюмы и пошли в суды. На судах они помимо того, что вернули себе конфискованые земли, так еще и добились выплаты компенсаций за нанесенный ущерб и потери. Британцы, которые сами и навязали этот юридический договор, оказались вынуждены подчиниться решению суда. Силой победить маори не вышло, а значит пришлось действовать в правовом поле, где преимущество было на стороне маори.
А теперь представьте себе, как в 1840 году некоторые маори говорят: ой, ну зачем это подписывать, у нас все равно нет шансов против этой огромной империи белых людей с их крылатыми островами.
Хорошо, что этих маори не слушали.
На иллюстрации вождь Хонги Хике (в центре) спрашивает миссионера Томаса Кендалла: - Остров чей? А мушкетные войны чем были - гражданским конфликтом или бойней, развязанной белыми колонизаторами?