2016 год, который по восточному гороскопу прошел под знаком обезьяны, был бурным и насыщенным различными событиями. Чем жили в Украине в 2016 году, какие главные победы и поражения понесло государство и чего ждать в 2017-м .
Достижения и позитивы
1. Е-декларирование.
Одним из самых главных успехов украинские граждане и эксперты считают внедрение электронного декларирования. С огромным скрипом и под давлением Евросоюза власть таки запустила е-декларирование. Его результаты стали для украинцев шоком. Выяснилось, что украинские политики, чиновники и высокопоставленные лица обладают несметными богатствами — в общем это вроде бы и не новость, но конкретные цифры и фамилии таки удивили. Виллы, коллекции картин, элитных часов и даже шуб. Самым богатым оказался президент Петр Порошенко, который владеет 104 компаниями в Украине, России, Польше, Испании, на Кипре, в Венгрии, Литве и КНР, Британских Виргинских островах (оффшорная зона — 24) и в Нидерландах.
Еще больше поразил факт наличия у чиновников огромного количества денег различных валют в наличности. В частности, среди народных депутатов наибольше имеет "кэша" Вячеслав Константиновский — 14,7 миллионов долларов или 374,7 миллионов гривен, и братья Богдан и Ярослав Дубневичи от фракции БПП, которые задекларировали 715 миллионов гривен наличных.
Хотя украинцы увидели, кто есть кто среди политиков, пока особых подвижок со стороны Анатикорупцийного бюро по расследованию источников обогащения политиков и чиновников не наблюдается. Работы там — непочатый край. В частности, интересно, откуда у премьера Владимира Гройсмана 1,5 миллиона долларов наличными, если он более 10 лет занимает исключительно государственные должности и, соответственно, должен жить на одну зарплату?
С другой стороны, как отмечает политический эксперт Сергей Постоловский, следующим этапом с высокой вероятностью будет то, что политики и чиновники будут вынуждены объяснить, откуда у них такие доходы.
Это очень важно не столько для внутреннего, как для внешнего рынка. Наши западные партнеры будут более жесткими по отношению к украинской власти и будуть требовать реформ, а не их имитации. Если власть этого не поймет, то нет уверенности в том, что она долго продержится, — убежден Постоловский.
2. Изменение формата коалиции и новое правительство.
2016 год фактически начался политическим кризисом, который привел к выходу из коалиции фракций ВО "Батькивщина" и "Объединение "Самопомич". Накануне этого министр экономики Айварас Абромавичюс со скандалом покинул свой пост, заявив, что на его кадровые решения пытается давить близкий к Порошенко народный депутат от фракции БПП Игорь Кононенко. Коалиция распалась, а после длительных переговоров новым премьером был назначен спикер парламента Владимир Гройсман.
Согласно опросу фонда "Демократические инициативы имени Илька Кучерива", эксперты считают, что изменение формата коалиции способствовало завершению политического кризиса, который угрожал проведением досрочных парламентских выборов, что могло бы дестабилизировать ситуацию и привести к реваншу пророссийских сил. Но вряд ли смену правительства можно считать столь уж позитивным событием. Во-первых, Гройсман, по сути, продолжил политику своего предшественника Арсения Яценюка. Коммунальные тарифы повысили, цены продолжают расти.
Во-вторых, как отметила в комментарии сайту политический эксперт Татьяна Лупова, его политика привела к массовому закрытию малого и среднего бизнеса или его переходу в "тень". Принятый "людоцентрический" бюджет, где заложена минимальная зарплата в 3200 гривен, не является победой, как это пытается показать Гройсман. Большинство его показателей экономические эксперты считают нереалистичными. В частности, как рассказал Андрей Новак, очень занижен показатель инфляции и повышенный рост ВВП. Заложенный курс гривны — 27,2 за доллар, очевидно, будет еще ниже.
Кроме того, если принять во внимание заявления депутата-беглеца Александра Онищенко, который рассказал, что Администрация Президента развернула кампанию против премьера Яценюка, то смена правительств — это просто ротация чиновников на более лояльных Порошенко.
3. Увеличение финансирования армии.
Увеличение расходов на обороноспособность страны в условиях войны на Донбассе, безусловно, является важным решением. В 2017 году предусматривается выделение 130 миллиардов гривен, или 5% от ВВП. Это на 13,8% больше, чем в текущем году.
Наконец государство начало содержать армию. Ведь первые два года войны украинская армия держалась исключительно на плечах волонтеров. Теперь государство взяло эту обязанность на себя. Кроме того, позитивом стало то, что не произошло масштабного нападения на Украину, которым политики пугали украинцев, — отметила Татьяна Лупова.
4. Начало уголовного преследования деятелей режима Януковича и чиновников-коррупционеров.
Через два года после Революции достоинства правоохранители начали предметную работу в отношении экс-чиновников и коррупционеров среди нынешней власти. Генпрокурор Юрий Луценко объявил подозрение в государственной измене бывшему президенту Януковичу. По представлению ГПУ депутатской неприкосновенности в связи с подозрением в коррупционных деяниях были лишены Александр Онищенко и "опоблоковец" Вадим Новинский. Также иммунитета был лишен судья Днепровского суда Киева Николай Чаус, которого НАБУ задержала при получении взятки.
Под стражей находится бывший председатель фракции Партии регионов и организатор антиконституционного голосования за "диктаторские законы" Александр Ефремов, которого подозревают в финансировании сепаратистов в Луганской области.
Но перспективы расследования этих дел и передачи в суд — достаточно туманны. Янукович находится в России. Его можно осудить заочно, но защита экс-президента пытается сделать его с подозреваемого свидетелем, о чем свидетельствует шоу в Святошинском суде Киева, где рассматривалось дело бывших "беркутовцев".
Онищенко бежал за границу и теперь угрожает нынешней власти устроить новый "кассетный скандал". Выехал и Чаус. Новинский остался в Украине, но, как считают наблюдатели, довести его соучастие в незаконном лишении свободы архиепископа Александра (Драбинко), секретаря и доверенного лица ныне уже покойного митрополита УПЦ МП Владимира (Сабодана), будет непросто. Дело может рассыпаться в суде.
5. Продолжение санкций против России.
ЕС продлил еще на полгода антироссийские санкции. США даже расширили "черный список" граждан РФ, которым запрещен въезд. Но нет гарантий, что санкции продолжат во второй половине 2017 года. В ЕС и США все больше звучат призывы смягчить санкции, а новоизбранный президент США Дональд Трамп уже заявил, что он не поддерживает дополнительные санкции против России за хакерские атаки от время избирательной кампании нового главы Белого дома.
Поражения и неудачи
1. Отказ предоставления Украине безвизового режима со странами ЕС.
Несмотря на обещания и заверения властей, что украинцы уже летом 2016 года будут ездить в Европу без виз, этого не произошло ни летом, ни в конце 2016. Более того, неизвестно, примет ли это решение Брюссель в 2017 году. Причин несколько, одна — в Украине происходит война, очень медленно идут реформы. Плюс в 2017 году в ключевых странах ЕС - Франции и Германии — пройдут выборы, которые могут изменить политический курс этих государств. По словам Татьяны Луповой, если "безвиз" таки предоставят, то на таких рабских условиях, что лучше бы его не было.
Одно дело, когда ты едешь с визой и точно знаешь, что тебя пропустят на границе. И совсем другое — "безвиз", когда тебя могут развернуть обратно без объяснения причин. Украинцы просто не совсем понимают и думают, что "безвиз" — это государство без границ, — говорит эксперт.
2. Оккупация Крыма и Донбасса.
Боевые действия на востоке продолжаются, и конфликт, как отметил директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик, приобрел характер "мерцающего". Боевые действия то затихают, то становятся более интенсивными. Хотя неоднократно Минская контактная группа пыталась достичь соглашения о перемирии и "режиме тишины", пророссийские боевики его постоянно нарушали. Совсем недавно, в середине декабря, в боях на Светлодарской дуге в декабре украинская армия понесла ощутимые потери, как для "холодного" конфликта.
О Крыме западные партнеры Украины предпочитают вообще не говорить. США и ЕС, похоже, вынесли его за скобки, а европейские политики продолжают ездить с визитами на полуостров, несмотря на возможные санкции. Кандидат в президенты Франции Марин Ле Пен заявила, что в случае победы на выборах признает Крым российским.
3. Национализация "Приватбанка".
Переход в государственную собственность одного из крупнейших и системных банков Украины, который принадлежал олигарху Игорю Коломойскому, — сомнительная операция. По словам Порошенко, это было сделано, чтобы спасти финучреждение от банкротства, которое бы закончилось экономическим кризисом и падением гривны. Но бремя долгов "Приватбанка" ляжет на украинских налогоплательщиков. По мнению Андрея Новака, банк нуждается в докапитализации, как минимум, на 116 миллиардов гривен. А это государство может выполнить с помощью большой эмиссии гривны и увеличения госдолга. Это означает, что показатель инфляции подскочит.
4. Коррупция и отсутствие реформ.
Несмотря на постоянные заявления властей о том, что она успешно борется с коррупцией, прогресса не видно. Экономический кризис продолжается, а реформы в большинстве имитируются. В частности, как считает Татьяна Лупова, то, что количество желающих получить субсидию возросло, — это минус деятельности правительства Гройсмана и для государства. Потому что это показатель больших проблем и нищеты Украины.
В свою очередь Сергей Постоловский отмечает, что власть не понимает, что проведение реформ — это ее последний шанс остаться у управления государством.
К тому же, из исполнительной власти один за другим ушли грузинские реформаторы именно из-за тотальной коррупции и попыток власти повлиять на действия и решения чиновников. Экс-губернатор Одесской области Михаил Саакашвили обвинил представителей нынешней власти в саботаже реформ и пообещал бороться до тех пор, пока не лишит Украину "коррупционной грязи, которая капитализируется в крови наших солдат, на жертвах Майдана, что предала идею украинской революции".
2017 — год шансов и рисков
Следующий — 2017 год, по мнению экспертов, будет тоже сложным. Но он несет как возможности, так и огромные риски. По мнению Татьяны Луповой, экономическая ситуация не станет лучше — курс гривны не удержат из-за долгов "Приватбанка" и перехода малого и среднего бизнеса в "тень".
Что касается политической ситуации, то политологи исключают возможность проведения досрочных парламентских выборов. При этом конфликт на Донбассе продолжится. Кроме того, как считает Сергей Постоловский, Запад вместе с Россией в феврале-марте будет давить на украинскую власть о предоставлении ОРДЛО особого статуса и проведения местных выборов.
Нужно оставаться на своих позициях. Особый статус ОРДЛО — это прецедент, который может вызвать эффект домино. Сегодня особый статус Донбассу, а завтра этого захотят в Закарпатье, Одессе или Черновцах. Здесь многое будет зависеть от президента, его политической воли и понимания момента, — подчеркивает политолог.
По мнению председателя правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимира Фесенко, от Путина в 2017 году можно ожидать чего угодно. Это показывает опыт последних трех лет — в диапазоне от новой войны до сложной тягучей политической игры. Причем второй вариант, по мнению политолога, более вероятен.
"Путин будет ждать благоприятного для себя развития ситуации. Сначала — появления новой администрации Дональда Трампа, начала переговоров с ней и попытки достичь какого-то соглашения, где Украина не будет номером один, но в этих договоренностях будет фигурировать. Но есть большие сомнения относительно выполнения этого соглашения, даже, если оно будет. Без участия Украины и без согласия не только президента Порошенко, но и Верховной Рады, ни одно решение не может быть выполнено", — отмечает Фесенко.
По мнению директора Центра общественных отношений Евгения Магды, вряд ли Трамп сдаст Украину Путину. Для нашего государства приход Дональда Трампа — скорее, шанс показать Украину, как пространство возможностей.
Трамп мыслит бизнес-категориями. На это надо обращать внимание и соответственно подходить. Во-первых, Украина является, как минимум, одним из существующих раздражителей для России. Во-вторых, Украина — один из возможных рынков сбыта для американского сжиженного газа, — говорит политолог.
Украина - есть все возможности стать сильной
Сергей Постоловский убежден, что Украина должна уже понять, особенно после того, как мы увидели политику ЕС касательно "безвиза" и референдум в Нидерландах, что в современном мире, где сегодня формируется новый порядок, говорят только с самодостаточными и сильными.
Пока мы сами не станем такими — а для этого есть все возможности, ресурсы и человеческий потенциал — и не начнем говорить на равных, с нами так тоже никто не будет говорить,
-— убежден политолог.
Собственно, полагаться украинцам надо только на самих себя. История показывает, что украинцы — сильные и решительные, преграды и проблемы нас не пугают и не останавливают. Украина выстояла в очень тяжелый период и, несмотря на то, что результат не такой, как того бы хотелось, необходимо сделать выводы и продолжать начатые изменения.