В мировой экономике на этой неделе были две проблемы и это не как фундаментальные две беды, дураки и дороги. Проблемы, которые мешают нормально двигаться вперед и продолжать карнавал на рынках – это агрессивный любитель матерных частушек Путин и мировая долларовая инфляция. И, похоже, по крайней мере в своей головe инвесторы эти проблемы победили. По крайней мере на рынке акций. Что позволило индексу S&P500 на протяжении недели отыграть большую часть потерь. Конечно, долговых рынках мириться с инфляцией и закрывать на нее глаза гораздо сложнее. И рост доходностей тех же американских долгов продолжается. Последние данные из США – годовая инфляция на уровне 7,5%. Это наибольший уровень с 1982 года. Да и если взять реальные цены, учитывая обесценивание доллара, то текущий уровень цен, в том числе на продукты питания, в принципе максимальный. И превышает даже показатели 70-х годов, когда роста цен на нефть спровоцировал длительный период высокой инфляции. И кризис. Заодно.
В этом году энергоресурсы тоже солируют. Нефть, которая еще год назад радовала нас нулевой ценой, пусть и не долго, растёт и уже торгуется выше 90 долларов за баррель, портя настроение всем таксистам, но в первую очередь речь идет о газе, который остается очень дорогим на рынке Европы. Пока же инвесторы не готовы думать о кризисе и фондовые индексы наполнены напечатанными долларами. И только Центральные Банки принимают неизбежность роста ставок. Касательно Путина, то его продолжали усмирять на этой неделе всем миром и несмотря на продолжение потока пугающих сообщений, про эвакуацию кого-то или про планы вторжения, рынки перестали боятся большой войны. Это отражается в цене как украинских активов, так и российских. Рубль и российские акции зализывают раны, индекс московской биржи почти что вернулся на уровень начала января.
Украинский сегмент восстановил только часть потерь, которые понес, начиная с ноября. По итогом последней недели большая часть украинских суверенных облигаций без изменений. Кроме коротких бумаг. Но там чувствуется влияние украинского Минфина. Как оказалось, в последние месяцы Минфин подкупал не только варранты, что знали на рынке, но и самый короткий выпуск – Украина-22, которую надо гасить уже в сентябре. И выкупил порядка 10% выпуска, заслужив аплодисменты своих коллег. Значительно сэкономив деньги налогоплательщиков. И высвободив часть денег инвесторов, некоторые суммы из которых пошли на покупку соседних бумаг, с погашением в 2023 и 2024 годах, в последнюю неделю ставшие фаворитами, как среди лондонских покупателей, так и украинцев, которые все еще продолжают видеть возможности в страхе спекулянтов перед Путиным.
Продолжает усилят свои позиции и гривна. Которая уже торгуется ниже 28 гривен за доллар. А Нацбанк уже даже откупил часть проданных резервов. Судя по всему, экспортеры, увидев смену настроения, поспешили продать ту валютную выручку, которую придерживали до поры до времени. И пока не случилось нового витка эскалации, вербальной или реальной, гривна остается стабильной. Когда это случится предсказать сложно. Но многие сходятся во мнении, что до конца олимпиады Путин не нападет. А там и 23 февраля будет, а с похмелья тоже не повоюешь. Так или иначе, украинцы стали более внимательно следить за графиком олимпиады, тем более, что следить за украинскими спортсменами особого смысла нет. Как и нет смысла в таких раскладах пытаться провести зимнюю олимпиаду в Украине, на что постоянно намекает президент. Хотя может реальный ценник олимпиаде в Китае, а это около 40 млрд долларов, остудит некоторые горячие головы. Хотя, может быть, другие головы этот ценник как раз вдохновит. На какое-то Большое олимпийское строительство.
Пока же из больших цифр в Украине продолжает доминировать инфляция. Которая остается на уровне в 10%. Помнится, еще пару лет назад, многие депутаты кричали, что такая инфляция не страшна и надо заставить Нацбанк печатать деньги. А инфляция в 10% лишь станет драйвером роста экономики. Что-то куда-то пропали эти голоса, которых сейчас забили бы палками пенсионеры под АТБ. К счастью, Нацбанк отстоял свое право не печатать деньги и теперь у нас инфляция всего 10%, которые мы импортируем от Дядюшка Сэма. А не 50%, как, например, в Турции. Потому что если при инфляции в 10% борщовый набор, который почему то вдохновляет большинство украинских журналистов, вырос на 30%, то сложно себе даже представить, на сколько бы он вырос при инфляции в 50%, как сейчас в Турции.