Президент Украины Владимир Зеленский во время недавнего общения с журналистами отметил, что Украина готова закупать у США оружие, на что может быть потрачено от 30 до 50 миллиардов долларов. По словам президента Украины, соответствующий запрос, со всей запрашиваемой номенклатурой, был передан США. В контексте нового этапа и даже формата взаимодействия Украины и США возникает вполне уместный вопрос: какая техника могла быть запрошена Киевом и как отреагируют США, а точнее, непосредственно сам Дональд Трамп на такой запрос?
Военный запрос
Прежде всего, стоит отметить, что 50 миллиардов долларов — это сумма, которая превышает любой пакет военной помощи, выделенный США с начала 2022 года. Конечно, такое утверждение сразу же могут оспорить, мол, ты не прав, ведь только в 2024 году Украине было выделено более 60 миллиардов долларов помощи, и это — правда. Но именно общей “помощи”, а не исключительно военной. В 2024 году военная помощь Украине от США составила 21 миллиард долларов. То есть, иными словами, предложение Зеленского охватывает объём минимум двух лет среднестатистической помощи от США, передававшейся Украине с 2022 года.
Что же до номенклатуры, то из озвученного президентом Украины были системы ПВО, прежде всего ЗРК Patriot. Но, разумеется, в список запрошенной техники и оружия входили не только эти системы, но и другая номенклатура.
В настоящее время Украина делает регулярные запросы на артиллерийские боеприпасы, ракеты (как для систем ПВО, так и для нанесения ударов по противнику), стрелковое оружие, бронетехнику. Поэтому не исключено, что в список вошёл запрос на регулярные поставки артиллерийских снарядов 155-мм и 105-мм, танковых выстрелов 120-мм, 227-мм реактивных снарядов к HIMARS и ракет ATACMS.
Также, возможно, запрос просто должен был содержать боевые бронированные машины модификаций M113A2/A3, M2A2/A3 Bradley, M1126 Stryker ICV, MaxxPro и L-ATV, а также M1117 ASV. Украинская армия неоднократно подтверждала своё умение воевать мобильно, а потому наличие большого количества хорошо бронированной, мобильной техники является приоритетом для СОУ как в обороне, так и в наступлении.
Упоминая об артиллерийских боеприпасах, стоит помнить о самой артиллерии, и Украина была заинтересована в САУ M109A6 и M109A7, а также в буксируемых M119A2/3 и M777A1/A2. Очевидно, что в запросе на технику эта номенклатура так же должна была упоминаться. Названная выше номенклатура в объёме закупок в 50 миллиардов долларов может стать весьма существенным усилением украинской армии. Но нюанс в том, пойдёт ли Дональд Трамп на такую, как любит говорить сам президент США, сделку?
Политический нюанс
Понятно, что предложение в 50 миллиардов долларов — это очень выгодная для ВПК США сделка, и Дональд Трамп, девиз которого “Мake America Great Again” просто не может её проигнорировать. Фактически отказ от контракта на поставку, не безвозмездную передачу, а именно оплачиваемую поставку вооружений на такую сумму, может стать поводом для его критики не только со стороны Демократической партии, но и республиканцев.
Трамп оказывается в неудобном положении и из-за того, что со дня своей инаугурации он не сделал ровным счётом ничего, чтобы наказать Россию за продолжающуюся войну в Украине. Военные преступления, совершённые российскими войсками за прошедшие два с лишним месяца, со дня инаугурации 47-го президента США и, более того – регулярный, системный, насмешливый обман и манипуляции российской делегации в вопросах установления “перемирия” не были наказаны со стороны Белого дома. Трамп продолжает воздерживаться от давления на Россию в любой форме, политической, экономической, информационной и военной. Такое поведение объясняется крайне нездоровой лояльностью и дружелюбием Дональда Трампа по отношению к Владимиру Путину. Именно это может стать первопричиной отказа Трампа от многомиллиардной сделки, предложенной Владимиром Зеленским. Но, с другой стороны, это может и завести президента США в окончательный тупик.
Ведь президент Украины своим предложением сыграл ва-банк, по принципу «всё или ничего». Если президент США, не помогающий Украине в том же формате, как это осуществлялось при Джозефе Байдене, не готов даже продавать оружие украинской стороне, то какой тогда вообще смысл в американском партнёрстве и посредничестве?
По сути, отказ Дональда Трампа продавать оружие Украине может не только всколыхнуть новую волну недовольства действиями президента не только внутри США, но и открыть ящик Пандоры в вопросе выхода украинской стороны из партнёрских отношений.
Вопрос о доверии к США, как к надёжному партнёру, витает в атмосфере активного обсуждения в Украине с 2023 года, когда в Конгрессе республиканцы заблокировали пакет помощи на 2024-й год. В настоящее время вопрос доверия как никогда актуален. Поэтому за ответом Дональда Трампа на предложение Владимира Зеленского будет стоять не только финансовая составляющая – выгодная сделка и военная – усиление украинской армии, но и политическая, которая в немалой степени будет влиять как на внутриполитические процессы в США, так и на будущее партнёрских отношений двух стран.