«Зеленский должен решить, хочет ли он быть «слугой народа» или слугой олигархов». Это не из комментариев на странице президента в соцсетях. Это из редакционной колонки Financial times. Одного из наиболее влиятельных деловых изданий мира. Ждем от главы Офиса президента Андрея Богдана официального комментария «Uzbagoytes, parahobotiki!».
В Financial times, наверное, не смотрели видосики президента и не читали телеграм-канал Портнова. И поэтому нагло называют вещи своими именами. Пишут, например, о «налете на штаб-квартиру "ПриватБанка" и дом Валерии Гонтаревой, экс-главы центрального банка, который в последние годы руководил очисткой банковского сектора Украины, включая национализацию банка Коломойского».
Разве можно официальные и неофициальные следственные действия украинских правоохранительных органов называть «налётом?». Портнов же ясно написал, что происходят расследования действий мародеров, деятельность которых была очень обширна: от организации АТО против народа Донбасса и препятствования свободному волеизъявлению граждан по созданию Одесской народной республики до финансового геноцида и банкопада. И все же знают от того же Портнова, что Гонтарева сама себя подожгла, переехала автомобилем, сломала ноги и упросила ГБР выломать ей двери ломом.
Но Financial times не останавливается и пишет о том, что Приватбанк «был национализирован в 2016 году с предполагаемой дырой в 5,5 млрд долларов на счетах». Опять-таки, англичане, кого вы слушаете? МВФ, Кролл? Обратитесь к первоисточникам. Коломойский же объяснил в программе Шустера – все хорошо было с банком, никаких дыр. Просто почти все кредиты были выданы компаниям Игоря Валерьевича. Но только не настоящим – не НЗФ, не МАУ, – и тут Коломойский совершенно справедливо предложил Фиале учить матчасть. А пустышкам. Ни один актив из империи Коломойского не был закредитован в его банке напрямую. Все было оформлено на прокладки с никчемными залогами или вообще без залогов.
И вот англичане грубо и некрасиво называют это «дырой». А это не дыра, а просто способ ведения бизнеса Игоря Валерьевича.
Днепропетровская бизнес-модель, как он говорил, «лоха надо лелеять». Ну да, когда начало подгорать, банк стал ложиться, а приватовские банкоматы выдавали по 100 грн на руки, Коломойский сам писал заявления с просьбой о национализации. Эти заявления в количестве двух штук лежат сейчас в НБУ.
Писал их Коломойский, потому что еще бы неделя, и вкладчики могли бы линчевать акционеров, и отчетливо попахивало арестом. Но мы же понимаем, что патриотичный олигарх просил о национализации под давлением преступного режима Порошенко. Который и довел банк до коллапса. Сейчас «эпоха брехни» закончилась, и Игорь Валерьевич хочет по-честному вернуть себе актив.
А непонимающие этих национальных особенностей англичане пишут о том, что «сделка по возврату банка или снятию претензий к г-ну Коломойскому не только рискует поставить под угрозу будущее финансирование от МВФ и других западных партнеров, которые настаивали на национализации ПриватБанка для защиты финансовой стабильности. Это может подорвать и другие позитивные шаги правительства».
И уж совсем подлый удар ниже пояса от Financial times фраза: «кто бы ни был ответственен за это, они олицетворяют возвращение к темным путям Украины 20 лет назад — а это полная противоположность той картинке, которое страна хочет собой представлять».
Вот сейчас обидно было. Разве Зе-команда в комплекте с Коломойским, Богданом и Портновым – это не будущее? Это 20 лет назад? Пожалуйста, вы там в Financial times поосторожнее, у многих граждан Украины может быть шок. Им ведь говорили про 4 тысячи долларов зарплаты учителям, страну в смартфоне и «сильные будут заботиться».
Ребята, так они таки заботятся, все без обмана.
Сегодня очень интересный день. Выходит колонка Financial time, Зеленский находится с визитом в США, а Хозсуд Киева рассматривает дело о признании недействительным договора купли-продажи Приватбанка в декабре 2016 года. Решение в пользу Коломойского станет еще одним важным шагом к возвращению ему контроля над банком.
И, несмотря на предостережения Запада, именно такое решение планируется. Судья по делу Людмила Шкурдова откровенно предвзято относится к стороне государства в процессе. Заявляя, например, о том, что «государство незаконно забрало частную собственность у истцов». И в то же время поддерживая все инициативы по изменению и расширению требований этих истцов (а это Коломойский и его офшор Triantal Investments). Если бы не визит Зеленского в США, решение было бы принято уже сегодня. А так заседание отложили, что еще раз подчеркивает независимость и незаангажированность властью решений судов по Приватбанку.
Если предполагаемое решение Хозсуда Киева будет подтверждено в апелляции, Коломойский сможет требовать списания принадлежащих государству акций на свои с Боголюбовым счета. Напомним, что еще в ходе президентских выборов сразу три суда в один день приняли решения в пользу Коломойского: об отмене национализации, оспаривании собственных персональных гарантий по кредитам и не признании связанных лиц.
Если суд примет решение о списании акций в пользу Коломойского, то, по закону, должна произойти реституция, и 155 млрд грн, которые внесло в капитал государство, должны быть изъяты. И после этого НБУ должен признать банк неплатежеспособным, после чего – либо банкротить, либо снова национализировать.
Это в теории и по закону. Но, как говорил один из величайших лидеров этого мира президент Зеленский, не все меряется законом. Поэтому, скорее всего, банк просто отдадут под контроль Коломойского – как «Укрнафту».
Конечно, у Коломойского/Зеленского понимают, что возврат банка Игорю Валерьевичу – это огромнейший дурно пахнущий скандал. И, чтобы избежать симметричного ответа Запада, готовы предложить последнему плюшку любой величины и значения для страны. Сегодня активно циркулируют слухи о большой сделке власти с Западом: Приватбанк в обмен на землю, на допуск иностранцев к покупке земель после отмены моратория. И ясно, что после запуска рынка земли с доступом к нему иностранцев вопрос Приватбанка и для Запада, и внутри страны – отойдет на третий план.
Достоверность этих слухов, как и угрозы скупки земли условным Соросом или китайцами, а не Бахматюком, Косюком или Коломойским – дискуссионный. А вот факт манипуляции, а точнее, грандиозный обман страны президентом Зеленским – налицо.
Как известно, Зеленский выступил против продажи земли иностранцам. «Первое и главное: земля принадлежит украинцам. В модели, которую предлагаем мы с правительством, покупать или продавать землю смогут только украинские граждане и украинские компании, - заявил президент во время встречи с аграриями 19 сентября.
А уже 20 сентября был опубликован законопроект МЭРТ об обороте земель с/х назначения. Согласно документу, землю действительно смогут покупать или продавать только украинские граждане и компании. Вот только владеть украинскими компаниями могут иностранцы. Законопроект не предполагает ограничений и создает условия для спекуляции землей. Поскольку нормы о том, что иностранный гражданин, де-факто владеющий землей, должен ее обрабатывать и проживать на ней – в законопроекте нет.
И ограничения на количество земли, которое может взять под контроль один человек или компания (до 0,5% от всех с/х площадей и не более 15% в области) – тоже фиктивные. Вы можете владеть одной материнской компанией, которой будет принадлежать сотня других компаний, в собственности у которых земля, превышать указанный лимит и не нарушать при этом закон. Чтобы купить всю землю в стране, нужно всего 200 дочерних компаний, зарегистрированных в Украине, каждой из которых будет принадлежать 0,5% всех с/х земель страны.
Был ли так выписан законопроект в обмен на Приват или по другим причинам, обязательно выяснится. Но уже сейчас понятно, что либо президент не стесняется врать всей стране в вопросах национальной безопасности, в вопросах будущего всех ее граждан, либо его самого выносят за скобки при принятии решений.
И даже не знаешь, какой из этих двух вариантов хуже. И ясно, что нас ждет большой передел и веселые времена. И фраза Financial times о возможности возврата на 20 лет назад может оказаться отнюдь не гиперболой.