Рынки постепенно вкатываются в 2023 год, надеясь, что он будет более лояльным для инвесторов и спекулянтов. Пока что, впрочем, трудно говорить о всем 2023 г, тем более, даже говорить о направлении движения рынков в январе сложно. Рынки не могут выбрать куда им идти вот уже почти месяц или, как бы сказали интерны с Уолл-Стрит, пытаясь произвести впечатление на девушек в баре – рынки легли в боковой тренд. И продолжают там лежать. При этом, правда, показывая довольно высокую волатильность. Тут и проблемы технологического сектора, и риски рецессии. И сохраняющаяся глобальная неопределенность в связи с войной России против Украины. В итоге, ставку сделать сложно. Как результат, утро пятницы индекс S&P500 начнет на отметке в 3808 пунктов, что всего на 17 пунктов отличается от отметки двухнедельной давности. Тяжелее всего приходится технологическому сектору. Что естественно, потому что именно там год назад был надут величественный пузырь, который и сдувается под влияние роста ставок, да и выход людей из виртуального в мира в реальный после завершения пандемии не может не сказываться. Все таки, с Мета вселенной пока носится только Цукерберг, как дурень с писаной торбой, и втюхать ее у творца Фейсбука пока не получается.
Тяжелее всего Тесле, акции которой продолжают искать свое дно, но не находят его, видимо, солидаризируясь с твиттами Илона Маска. При этом, падения акций происходит на фоне в общем то неплохих финансовых результатов Теслы. Но тут Тесла расплачивается за то, что когда стоимость акций росла мало кто из покупателей уделял внимание ее финансовым результатам, так что и теперь ими тяжело кого-то переубедить. Но не Тесла единой. Вот и Амазон заявляется о рекордном сокращении сотрудников, планируя уволить 18 тысяч человек. Парадокс, но проблемы с технологическим сектором, в том числе проблемы на рынке труда айтишников в Силикиновой долине, которые, похоже, переживут тоже, что испытали финансисты после 2008 года, накладывается на в целом очень сильный рынок труда в США. И это тоже играет против фондовых рынков, ведь выход каждой сильной статистики из реального сектора экономики заставляет ожидать более жестких решений от ФРС по ставкам, которые на фоне растущей и сильной экономики могут позволить себе бороться с инфляцией. А это уже боль для рынка акций, для которого главное наличие дешевых денег, которым некуда деваться. Привычка последнего десятилетия.
В отличие от США, статистика из Европы и Британии не такая радужная, а Китай так и в принципе остается ключевой головной болью для рынков, сколько бы коммунисты с этой статистикой не мухлевали, особенно со статистикой коронавируса. В итоге, опасения за судьбу мировой экономики приводят к давлению на нефтяной рынок, приятной для каждого украинца тенденции. В результате, на утро пятницы стоимость барреля Брента составляет меньше 80 долларов, а российский Urals торгуется точно ниже ценового потолка в 60 долларов, а скорее ближе к уровню в 50 долларов. Именно такая средняя цена на российскую нефть была зафиксирована в декабре. И это на фоне все еще неясных объёмов продажи российской нефти, которую из-за ее токсичности готовы покупать далеко не все, но именно тут и не хватает пока статистики, чтобы понять, насколько сильно упали продажи. Российское экономическое руководство, чтобы не заморачиваться как китайцы, просто запретило публиковать данные своим нефтяным компания. На этом фоне не удивительно, что курс рубля переставили за 2 месяца с 60 до 72 рублей за доллар, но что-то подсказывает, что пока это не позволяет решить проблему дефицита бюджета.
Продолжает радовать обычного маленького украинца и цена на газ на европейских биржах. Европа упорно отказывается замерзать, а Гретте Тумберг на ее юбилей (девочке оказалось уже 20 лет исполнилось намедни) природа продемонстрировала очередное доказательства глобального потепления. В итоге, в Европе весна, а цена на газ, которую некоторые провидцы из Кремля желали видеть на уровне 5000 долларов за тысячу кубометров теперь опустилась уже ниже 700 долларов, что ниже даже показателя годичной давности. И пока Европа не спешит замерзать, пока в хранилищах газа больше, чем на аналогичную дату прошлого года, ожидать роста стоимости голубого топлива вряд ли стоит. Как оказалось, газовое оружие страшно только пока оно висит на стене, но если это ружье снять и выстрелить, то получится большой пшик и фингал под глазом из-за сильной отдачи.
Может порадовать обычных украинцев и данные о ВВП за 2022 год. Если, конечно, кого то может порадовать падение на 30 процентов. Но ключевое тут – это превышение ожиданий. И в первую очередь, меньший, чем ожидалось, эффект энергетического террора на экономику. Может быть ответ в резком увеличении импорта в ноябре, который показывает статистика Нацбанка, что, видимо, говорит о массовом завозе генераторов и другого оборудования, позволяющего работать даже в условиях блекаутов. Сами новогодние праздники гривна прошла уверенно, продемонстрировав на кешевом рынке лишь символическое снижение на 1 процент. Все-таки, война войной, а бюджетные расходы в конце декабря никуда не деваются. Как результат, никуда не девается и давление на курс. Впрочем, в этом году чисто символическое. И утро пятницы 6 января курс гривны на кешевом рынке составляет порядка 40,6-40,7 гривен за доллар.