Юридический комитет Сената в четверг обсудил два законопроекта. Первый – «Защита выборов от «троллей» вражеских режимов» (Defending Elections against Trolls from Enemy Regimes Act). Его цель – депортация иностранных граждан из США с последующим запретом на въезд в случае, если они заподозрены во вмешательстве в американские выборы.
Второй законопроект – «О защите целостности избирательных систем» (Defending the Integrity of Voting Systems Act) – предусматривает внесение изменений в существующие законы, в том числе в закон «О запрете вмешательства в системы голосования».
Днем ранее вопрос о санкциях в отношении России обсуждался и в одном из подкомитетов Палаты представителей, где демократы и республиканцы заняли общую позицию: Россия по-прежнему является противником Соединенных Штатов, от нее можно ждать вмешательства в будущие американские выборы, и новые санкции против Москвы необходимы. Слушания по новым экономическим шагам против России прошли буквально на следующий день после завершения визита госсекретаря США Майка Помпео в Сочи.
Подкомитет по национальной безопасности, монетарной политике и международному развитию провел 15 мая слушания «Оценка использования санкций в связи с вопросами национальной безопасности и внешнеполитическими вызовами». Одним из главных поводов для этих слушаний стало вынесение на обсуждение парламентариев законопроекта под названием «Ответ на атаки России на целостность выборов в США и сдерживание этих атак», появившегося в портфеле Комитета по финансовым услугам во вторник.
Санкции, согласно обсуждаемому законопроекту, состоят из двух частей – обязательной и возможной. К обязательным относятся санкции против бумаг российского государственного долга и зарубежных энергетических проектов российских государственных компаний, а также лиц, признанных виновными во вмешательстве в выборы 2016 и 2018 годов. Другая часть – возможная – касается санкций, которые могут быть введены, если Россия опять вмешается в выборы в США.
Республиканец Стив Стиверс (Steve Stivers) из Огайо заявил перед опросом экспертов: «За последние несколько лет Россия вторглась в соседнюю Украину, убила 298 невинных гражданских лиц на борту рейса MH17, убивала несогласных с режимом. Она поддерживает Асада в Сирии, Мадуро в Венесуэле и пытается вмешаться в выборы в Соединенных Штатах. Проект санкций, обсуждаемый сегодня, говорит многое о том, насколько далеко продвинулось наше понимание мотивации и поведения российских властей».
Стиверса поддержал демократ из Колорадо Эд Перлмуттер (Ed Perlmutter): «Наши разведслужбы с высокой уверенностью определили, что Владимир Путин приказал провести кампанию влияния на выборы в 2016 году, и они ожидают, что Москва попытается снова это сделать в 2020 году. Мы должны послать мощный сигнал – как Кремлю, так и мировым рынкам – что санкции США еще не развернуты полностью, и что существует реальная опасность дальнейших значительных экономических санкций против России».
Эксперты, выступившие на слушаниях, заявили, что санкции должны быть составной частью внешней политики США. Необходимо, подчеркнули они, четкое понимание того, как снять санкции, если страна, против которой они введены, изменит свое поведение в лучшую сторону.
«Чтобы иметь реальное влияние, на мой взгляд, США должны рассмотреть вопрос о введении полноценных санкций. Другими словами, полные ограничения на все финансовые операции отдельных российских банков. Эти санкции должны координироваться с нашими европейскими союзниками. Евросоюз, со своей стороны, не должен их вводить. Это связано с тем, что большинство российских банков активно работает на финансовых рынках США. Мы должны стремиться к тому, чтобы Кремль почувствовал последствия санкций и пересмотрел свою политику. Санкции против одного российского банка за другим – разумный способ усилить давление. Это позволит добиться изменения политики Кремля по одному или нескольким направлениям. Например – вывода российских войск из Украины и прекращения вмешательства Кремля в наш демократический процесс», – отметил на слушаниях бывший заместитель помощника министра обороны США по вопросам России, Украины и Евразии Майкл Карпентер (Michael Carpenter).
Эксперт Атлантического совета Дэвид Мортлок (David Mortlock) отметил, что значение санкций было сведено на нет политикой Белого дома по отношению к России.
«Значение американских санкций было подорвано позицией президента Трампа по отношению к Владимиру Путину. Маловероятно, что санкции заставят Кремль изменить поведение. Президент Трамп девальвирует или игнорирует негативное значение действий России. Белый дом подает противоречивые сигналы, последним примером которых стало снятие санкций с «Русала» и других компаний, контролируемых Олегом Дерипаской. С другой стороны, американские санкции посылают ясный сигнал сторонникам и друзьям президента Путина: вы можете потерять контроль над своими бизнес-империями».
Республиканец Роджер Уильямс из Техаса обратился к одному из экспертов с вопросом: «Вы говорите, что, помимо санкций, мы должны быть услышанными и самими российскими гражданами, когда мы говорим о коррумпированности путинского режима и российской агрессии. Но насколько это достижимо? Только за первую половину 2017 года в России за якобы нарушение правил проведения публичных мероприятий было задержано в 2,5 больше людей, чем за весь 2016 год. Если Путин принимает столь драконовские меры для того, чтобы реализовать свою программу, то сможем ли мы чего-то достичь?»
Далип Сингх, бывший помощник министра финансов США по финансовым рынкам, к которому был обращен вопрос, ответил, что открытые публикации о коррумпированности Кремля: «Я думаю, у нас есть информация о богатстве Путина и его окружения. Большая часть этой информации засекречена. Если мы преодолеем наши опасения относительно возможного раскрытия источников и методов, с помощью которых мы узнали эту информацию, мы должны распространить ее как можно шире. Прозрачность – лучшее нашеоружие в этом случае».
Госдепартамент тоже готовит санкции – за отравление в Солсбери
Кроме законодателей, вопросами санкций занято и внешнеполитическое ведомство США. Об этом на слушаниях в сенатском комитете заявила заместитель госсекретаря Андреа Томпсон (Andrea Thompson).
«Второй пакет санкций является частью более широкой стратегии по отношению к России. Мы проделали большую работу. Мы призвали их к ответственности. Наша позиция была чрезвычайно жесткой относительно отвратительной российской атаки на Скрипалей в Солсбери», – заявила Томпсон.
Второй пакет санкций может включать, в частности, полный запрет на экспорт в Россию американских товаров, ограничение импорта российских товаров в США и даже понижение уровня дипломатических отношений.
Тем временем издание Politico опубликовало материал, в котором утверждается, что Джон Уивер, главный стратег президентской кампании Джона Кейсика в 2016 году, зарегистрировался в качестве иностранного агента и планирует лоббировать отмену санкций в отношении России. При этом отмечается, что Уивер представляет интересы дочерней компании Росатома. Сообщается, что за полгода работы ему заплатят 350 000 долларов и компенсируют расходы; а также что контракт может быть пролонгирован.