В Новой Каледонии во второй раз за два года состоится референдум по вопросу о независимости от Франции. В ноябре 2018 года 56,7% жителей тихоокеанского архипелага проголосовали против независимости. В воскресенье, 4 октября, они снова ответят на вопрос: «Желаете ли вы, чтобы Новая Каледония получила полный суверенитет и стала независимой?». В референдуме могут принять участие порядка 180 тысяч местных жителей.
Новая Каледония — архипелаг в южной части Тихого океана с населением в 270 тысяч человек. Она расположена в 18 тысяч километрах от французской метрополии и в двух тысячах километрах от Австралии. Крупнейшим островом архипелага является Гранд-Тер.
Порядка 39% населения Новой Каледонии составляют представители коренного народа — канаки. Около 27% — потомки европейских колонизаторов. Остальные в основном — выходцы из других территорий Полинезии (например, с островов Уоллис и Футуна). Порядка 70% населения сосредоточено в столице, городе Нумеа и ее пригородах.
Новая Каледония в составе Франции
Французской колонией Новая Каледония стала в 1853 году при императоре Наполеоне III. Десятилетиями в Новую Каледонию из Франции свозили ссыльных. Туда, например, в 1872 году сослали пять тысяч членов Парижской коммуны. Во второй половине XIX века после открытия инженера Жюля Гарнье на архипелаге началась широкомасштабная добыча никеля. После Второй мировой войны Новая Каледония получила статус заморской территории Франции, канаки получили французское гражданство и постепенно право голоса.
В 1970-х в Новой Каледонии зародилось сецессионное движение. Его конфликт с французскими властями обострился к середине 1980-х, когда был создан Канакский социалистический фронт национального освобождения, в который вошли ряд партий. Канаки — коренной народ Новой Каледонии, обитавший там до колонизации. Своей кульминации конфликт достиг весной 1988 года. Бойцы Канакского фронта напали на жандармерию на острове Увеа и взяли в заложники 27 жандармов. В результате нападения и штурма погибли в общей сложности 25 человек, в том числе 19 захватчиков-канаков.
Через несколько недель после трагедии в Париже были подписаны Матиньонские соглашения между сторонниками независимости Новой Каледонии и лоялистами, выступавшими за сохранение архипелага в составе Пятой Республики. Это запустило процесс самоопределения. Через десять лет, в 1998 году, под эгидой премьер-министра Лионеля Жоспена было подписано Нумейское соглашение, по которому Новая Каледония получила значительную степень автономии. С тех пор архипелаг имеет особый статус среди французских заморских территорий.
Почему проходит второй референдум?
Нумейское соглашение 1998 года предусматривает до трех референдумов по вопросу о самоопределении Новой Каледонии в случае. Второй и третий референдумы могут быть организованы, если местные жители выскажутся против независимости. Первый референдум состоялся 4 ноября 2018 года. Тогда 56,7% жителей архипелага проголосовали за сохранение Новой Каледонии в составе Франции. Явка составила 81%.
Новый референдум о самоопределении назначен на воскресенье, 4 октября. Если и в этот раз сторонники независимости не одержат верх, не исключено, что через два года будет организован третий референдум. Для этого нужен запрос минимум от имени минимум трети членов местного Конгресса. Сторонники независимости имеют две трети кресел в новокаледонской ассамблее, отмечает портал Outre-mer La 1ère.
Чего ожидают от голосования?
В 2018 году социологи прогнозировали уверенную победу лоялистов — сторонников сохранения Новой Каледонии во Франции. Однако разница между ответившими «да» и «нет» оказалась не такой уж значительной. Сторонники независимости даже обрадовались такому неожиданно высокому результату.
Однако эксперты считают, что и на этот раз победят лоялисты: два года — слишком маленький срок, чтобы на островах значительным образом изменились настроения. В 2020 году были обнародованы результаты только одного опроса жителей Новой Каледонии по этому вопросу. Речь идет о мартовском опросе I-Scope для местного издания Actu NC. 57% его участников высказались за сохранение Новой Каледонии в составе Франции.
Французское правительство не высказывало своих предпочтений, так как оно является гарантом независимости референдума. Эмманюэль Макрон должен высказаться после объявления результатов голосования. Однако представители многих партий (президентской «Вперед, Республика!», правых «Республиканцев», крайне правого «Национального объединения» и центристской UDI) высказались за сохранение Новой Каледонии в составе Франции, отмечает AFP.
Что будет в случае победы сторонников независимости?
В случае победы сторонников независимости, третьего референдума не будет, и Новая Каледония станет независимым государством. Однако Франция предусмотрела переходный период, в ходе которого «безопасность, правопорядок, валюта и правосудие будут гарантированы Францией». Срок этого переходного периода еще не установлен.
Канакский социалистический фронт освобождения желает создания государства под названием «Канаки Новая-Каледония». Переходный период по установления нового государства, по мнению Канакского фронта, должен занять три года.
Пока не совсем ясно, смогут ли в этом случае местные жители сохранить французское гражданство. Новое государство будет определять критерии «позволяющие иметь или получать его гражданство». Франция же в этом случае определит условия, на которых некоторые жители Новой Каледонии смогут сохранить французское гражданство.
В случае независимости Новой Каледонии Франция потеряет 1,74 млн квадратных метров эксклюзивной экономической зоны в Тихом океане. Как отмечает экономическое издание Les Echos, это может стать «геополитическим разочарованием». Эмманюэль Макрон два года назад заявлял о желании выстроить «индо-тихоокеанскую ось» стратегического сотрудничества «Париж — Нью-Дели — Канберра», чтобы ответить на усиление китайских позиций в регионе.
Возможные экономические последствия независимости
Что касается экономической ситуации самой Новой Каледонии, то финансовые отношения между архипелагом и Франции в случае победы сторонников независимости будут строится «в рамках политики содействия развитию».
Главным природным богатством Новой Каледонии является никель, добыча которого составляет 7% местного ВВП (по данным на 2018 год). Новая Каледония — пятая в мире по добыче этого металла. Однако сейчас экономическое положение крупных никелевых предприятий Société Nickel и Vale оставляет желать лучшего.
ВВП Новой Каледонии за 15 лет увеличился в 1,7 раза. Уровень жизни в Новой Каледонии сопоставим с метрополией, но имеются различия между провинциями. Бедностью особо затронуты Север и Луайоте. По мнению лоялистов, независимость приведет к экономической катастрофе на архипелаге, так как Франция ежегодно вкладывает в Новую Каледонию 1,5 млрд евро.