В США мы наблюдаем крайне интересные перемены в макроэкономическом мышлении. В это же время финансовые власти Украины предпочитают томиться в сладостном предвкушении одного лишь ужесточения денежно-кредитной политики по всем направлениям, а другие перемены, видимо, им не нужны.
Судите сами. На этой неделе Федрезерв США (американский центробанк) сохранил ключевую ставку на уровне 0-0,25%. В Украине учетная ставка Нацбанка – на уровне 9%.
В Соединенных Штатах Комитет по операциям на открытом рынке стремится достичь максимальной занятости и в долгосрочной перспективе удерживать инфляцию на уровне 2%. А наш НБУ лишь прогнозирует замедление инфляции в Украине до конца этого 2021 года до 9,6%. И для этого, по мнению руководства украинского регулятора, нужны жесткие монетарные условия.
Также в Америке принято решение резко ускорить сворачивание количественного смягчения (QE - это программа выкупа американских активов), в рамках которого за полтора года ФРС закачала в систему $4,5 трлн дополнительной ликвидности. Но в последнее время программа QE уже уменьшается со скоростью $15 млрд в месяц (с нового 2022 года объем выкупа будет сокращаться на $30 млрд ежемесячно).
В Украине о подобных программах даже речи не шло: колоссальные потери несет украинский малый и средний бизнес, ситуация на рынке труда также очень тяжелая. А корпоративные долги украинских предприятий и компаний реального сектора оказались сейчас в ситуации жесткого стресса, потеряв прибыль и продемонстрировав обвал объемов производства.
В самом деле, почему программа Кабмина помощи украинскому бизнесу и населению так скудна? Неужели Шмыгаль придерживает оставшиеся деньги на «черный день», полагая, что он еще не настал? Да и наши люди находятся в неведении, каким будет «черный день»? А, может, он уже наступил.