Вопрос №2. Российская политическая оппозиция.
Это второй по частоте вопрос, который мне задают на встречах, лекциях, конференциях.
У этого вопроса две формы. Но содержание одно.
Кого вы считаете членами российской политической оппозиции? Почему оппозиция не может объединиться?
Сразу скажу, что испытываю глубокое уважение ко всем коллегам в оппозиции. Все они смелые мужественные люди. Гарик – настоящий революционер и аналитик. Михаил Михайловича уважаю и очень на него надеюсь. Гришу просто люблю. Разоблачительными статьями и роликами Навального восхищаюсь. Все очень профессионально. Илюша меня умиляет своей все еще юношеской импульсивностью. Только за лозунг «Верните народу выборы, гады» готов ему простить все гадости, которые он обо мне сказал.
Но… Платон мне друг, но истина дороже.
Если совсем коротко ответить на оба эти вопроса, то общественное сознание, общество в целом или его здоровая часть, сохранившая способность к критическому мышлению, сильно заблуждается, относя к политической оппозиции многие партии и отдельных общественных деятелей, которые даже сами не считают себя политической оппозицией.
Сваливать в одну кучу такое разнообразие мнений, оценок, позиций – ошибка. А в некоторых случаях попытка выдать желаемое за действительное.
А теперь по частям.
1. Деятели культуры, писатели, журналисты, поэты…
Ну, не являются они политической оппозицией. Не могут ею быть. По определению своей независимой индивидуальной позиции мыслителей. Не могут и не должны они быть связаны рамками политических программ и корпоративными политическими обязательствами.
Считать независимое мышление политической позицией – просто дань моменту, когда политическая лояльность рассматривается властью, как единственно допустимая политическая позиция. Давайте не уподобляться этой тупой власти и не будем считать неприемлемость этого тезиса Кремля – политической позицией.
Да, испытывая восхищение, преклонение перед моральными авторитетами общества, хочется причислить многих их к политической оппозиции.
И, к сожалению, многие из них соглашаются на эту роль. Но всегда в ущерб себе. Потому что идти на компромисс с Сергеем Удальцовым по поводу Сталина, с Навальным по поводу Русского марша, с русскими «оппозиционными» националистами по поводу Крыма или мигрантов из Азии – для мыслящего человека невозможно, недопустимо.
Зачитываюсь Историей Росси Бориса Акунина. Восхищаюсь глубиной каждой его публицистической реплики. Но из головы не выходит совершенно пиаровское интервью с Навальным: «Неужели вы националист?».
Ну, неприлично делать интервью с человеком, который появляется на фоне лозунга о «жидах». Или производящий что-то похожее на нацистские зиги.
Тем более, что после таких интервью политическая позиция русских националистов становится допустимой, обсуждаемой. Тут же возник аргумент внутри оппозиции: «Да, националист, но зато он против Путина». Очень сомнительный тезис.
В романтические демократические времена было неприлично звать Жириновского на эфир. Не цензура, просто не прилично. Рядом с журналистом оказывался человек, произносящий не принятые в приличном обществе вещи. Это были времена, когда журналистов волновала их репутация.
2. Националисты.
У современного русского национализма два источника, две составные части. Первая – «старые» националисты. Это РНЕ Баркашова, Память и другие. В чистом виде креатура КГБ и его преемника ФСБ. Вторая часть – «новые» или «молодые» националисты, разбуженные Дмитрием Рогозиным на деньги Кремля. Это ДПНИ и другие организации. Тоже незамысловатые структуры российских спецслужб.
Особняком стоит Эдуард Лимонов со своей абсолютно оппозиционной идеей защиты 31 статьи Конституции. Сегодня по поводу Лимона всем все ясно. А вот несколько лет назад, когда мы с Новодворской криком кричали, что оппозиция близко не должна подходить к нему, у которого в программе присутствовал ясный тезис: «Завершим реформы так — Сталин, Берия, Гулаг». Разве это не достаточное основание понимать, с чем мы имеем дело?
Один известный сегодня оппозиционный политик сформулировал свой призыв просто: «Все, кто против Путина – оппозиция, мои соратники». Естественно, что мы с Новодворской, которые призывали отойти от националистов и коммунистов, стали «агентами Путина». Потом странно удивляться, что после принятия Координационным советом оппозиции националистического заявления против мигрантов из Центральной Азии, происходят погромы этих мигрантов в их общежитиях. Не без участия «оппозиционных» националистов. И естественно, фальшивые оппозиционеры при первой же возможности вливаются в ряды Крымнашистов. Хороша оппозиция. Прямо хоть Путина благодари за такой замечательный тест на вшивость.
Есть еще некоторая часть националистов, которые сомневаются в национальности Путина и обвиняют в том, что он агент Запада, продал Россию и так далее. Брезгливость не позволяет мне обсуждать такую оппозиционность.
3. Коммунисты, сталинисты.
Можно, конечно, вслед за Борисом Немцовым надеяться, что Сергей Удальцов взрослеет, меняется, даже, что он больше не сталинист. Можно даже сказать, что скоро у ПАРНАСа и Левого фронта будет общая экономическая программа. Но факты – упрямая вещь. И сталинист, и буржуев будет расстреливать, кто не откажется от частной собственности.
Долгое время Настя Удальцова была у меня в друзьях на Фэйсбуке. Я ее рассматривал, как переходное звено между Сергеем и реальной оппозицией. Но когда в день рождения усатого садиста Сталина появились в моей ленте его портреты и восхищенные отзывы о его политике и гениальности, простите, одного из друзей на Фэйсбуке я потерял.
Когда-то, коммуниста Никиту Сергеевича Хрущева спросили о Сталине, возможна ли его реабилитация.
Ответ был замечательно прост: «Черного кобеля не отмоешь добела».
Агрессивный империализм придумали коммунисты. Сегодняшние имперцы – слабая тень тех, кто придумал терроризм, как политику государства СССР, кто ответственен за миллионные жертвы ради коммунистического эксперимента.
Коммунисты – оппозиция? Путину? Путин просто реализует сегодня их программу по возрождению империи,
4. Партии «Чего изволите?»
«Яблоко» в будущей демократической России займет свое место социал-демократической партии. Сегодня она просто выживает, пытается сохранить свои структуры. К ней прилипают многочисленные дмитриевы, мизулины, яровые, те, кто просто хочет получить хоть какую-то должностишку в структурах власти. И продвигаться по службе, выслуживаться. Отсюда и все возможные компромиссы.
Считать ли чуть заметную фигу в кармане оппозиционностью? Сегодня Кремль «покупает» такую оппозиционность. Чем богаты, тем и рады. На безрыбье…
ПАРНАС – безусловно оппозиционная партия. Была.
Абсолютно провокационная идея инфицировать Координационный совет оппозиции кремлевскими националистами, не обладающими каким-либо влиянием в обществе, и юными сталинистами дала, наконец, результат в виде распространения заразы на весь ПАРНАС.
Когда-то мне казалась остроумной шутка, что лидеры демократической оппозиции, чтобы поддержать своих коллег по оппозиции, примут участие в «русском марше».
Сегодня это уже не шутка, а печальная реальность – Навальный, как один из лидеров ПАРНАСа, а, возможно, скоро, просто, как лидер ПАРНАСа, продолжит свою тактику оцивилизовывания оппозиционных активистов со свастиками.
И Крым для сторонников ПАРНАСа уже немножечко наш, и Саакашвили немножечко фашист, и Порошенко – как бы бандеровец.
И та же чуть заметная фига в кармане, как политический инструмент.
Неучастие в выборах для политической партии – проигрыш позиций. Аргументов несколько.
1. Мы должны вести работу с избирателями. — Да, кто же вам даст. Встречи будут срываться. Это же будет соревнование администраций в демонстрации лояльности. Драки и провокации. Нет лучшего способа, чтобы отбить у обывателя охоту поддерживать оппозицию.
2. Мы проиграем, но покажем, что выборы фальшивые. – А кто-то сомневается в этом? Технология фальсификаций отработана замечательно. Ну, новое что-то придумают. Карусели дороговаты.
Сколько-нибудь принципиальная партия не может участвовать в имитации выборов – только бойкот.
Ясно же, что нужно Кремлю – легитимация выборов. Зачем давать им такой подарок? За три места в Думе? Как всегда, обманут. И не красиво это.
Есть же теперь и правовые вопросы в связи с оккупацией Крыма. Придется вести агитацию на территории Украины. Это теперь просто преступление. Уголовное. Хочется попасть под санкции и получить запрет на выезд в Украину, в Европу?
Кто-то в ПАРНАСе думает о репутации партии и ее членов, о будущем, когда Путин уйдет?
В этом смысле интересен эксперимент Михаила Ходорковского с поддержкой списка 25 кандидатов, в который вошли бывшие члены Единой России и Справедливой России.
Видимо, предыдущий опыт с финансированием КПРФ и ЛДПР ничему не научил Михаила Борисовича.
«Обучающий процесс» для молодых кандидатов, видимо, закончится прибытием новых мизулиных и яровых. Научиться беспринципным компромиссам не сложно.
Вывод печален.
В России нет больше политической оппозиции.
Партия Западный Выбор одна с задачей оппозиционной деятельности не справится.
Есть много честных порядочных людей. НО ЭТО ОДИНОЧКИ.
Хотя, количество одиночек растет, чему способствуют главные и самые распространенные оппозиционные лозунги, написанные на ценниках в магазинах.