«Чем занять ополчение в мирное время — мы знаем», — объяснил Захар Прилепин на учредительном съезде партии «За правду». Не только Прилепин это знает. Ополченцы предыдущего созыва, они же — однопартийцы, уже имели возможность проявить себя. Тогда это была незарегистрированная национал-большевистская партия, в которой Прилепин состоял с 1996 года. Нацболы, ставшие членами движения «Другая Россия», создали батальон, принимавший участие в боях на Востоке Украины, и на деле показали, как мир превращается в войну.
«Огонь из преисподней»
Если национал-большевики — это Эдуард Лимонов и другие, то партия «За правду» — это Захар Прилепин и другие. «За» — это Захар, а «пр…» — это Прилепин. Правда, Прилепин настаивает, что он никакой не партийный вождь:
«Как вы представляете, что я буду «вождить» в организации, где на меня смотрят прямым взглядом Владимир Меньшов, Сергей Михеев и другие?».
И всё же «За правду» — новая версия национал-большевиков, а большевиков без вождей не бывает. Мы видим всё то же скрещивание правых и левых идей. Скрещивание происходит не в пробирке, а в отстрелянных гильзах. Оно изначально замешано на пролитой крови. От нацболов новая партия отличается тем, что ближе к власти, ближе к масс-медиа. Сам Прилепин входит в «Общенациональный народный фронт». Многие другие участники учредительного съезда, прошедшего 1 февраля 2020 года в Москве в здании Центрального телеграфа, завсегдатаи официозных телепередач. Некоторые давно связаны с Владиславом Сурковым, тень которого в зале определённо витала.
Но есть среди тех, кто явился на учредительный съезд, особенный человек: Стивен Сигал. Мы бы много потеряли, если бы не увидели Сигала среди учредителей партии нового типа.
Сигал — обладатель американской премии Golden Raspberry («Золотая малина»). Выиграл он её лишь однажды, но много раз номинировался — в категориях «Худший фильм», «Худший актёр», «Худшая пара», «Худшая песня», «Худший актёр второго плана». Стивен Сигал — почти идеальный выбор, для того чтобы стоять у истоков создания национал-консервативной российской партии. Претенденты на «Золотую малину» — фильмы с его участием «В смертельной опасности», «Приказано уничтожить», «Огонь из преисподней», «Ни жив, ни мёртв» — достойны того, чтобы упоминать их названия снова и снова. По сути, это партийная программа новой российской партии: Россия в смертельной опасности, поэтому приказано уничтожить либерализм с помощью огня из преисподней. Многие участники учредительного съезда имеют такую репутацию, будто только что поднялись из преисподней. Скоро они вернутся на своё законное место — обратно, но пока у них есть неотложные дела.
На этом съезде гражданин США, Сербии и России Стивен Сигал, похоже, тоже был худшим актёром второго плана, а на первом, в буквальном смысле прикрепив себя к «детектору лжи», блистал писатель Захар Прилепин, снимавшийся в фильмах «Инспектор Купер», «Восьмёрка», «Гайлер»…
«Экспансия — в крайних случаях и военная — норма»
Информационное сопровождение создания партии «За правду» напоминает рекламную кампанию какого-то российского фильма средней руки. Часть бюджета надо потратить на саундтрек, часть на фуршет… Мы видим не просто медийные лица, а лица актёров, режиссёров, музыкантов: Владимир Меньшов, Иван Охлобыстин, Эдуард Бояков, Стивен Сигал, Сергей Пускепалис, Юлия Чичерина, Вадим Самойлов, Джанго (Алексей Поддубный), рэперы ЗубНаЗуб и Zambezi…
«Мы приговорены быть великими, — объяснил Иван Охлобыстин: — Нам не позволят никогда мирно пасти коровку… Не сегодня, так завтра-послезавтра нас будут видеть везде, включая туалеты». Интересно, что он имел в виду? Почему из всех мест, которые он мог назвать, Охлобыстин выбрал именно туалеты? Возможно, там и находится вход в преисподнюю.
Зачем его создавать? Образ нового «патриота», который не умеет стесняться, уже создан. Это всё тот же «гражданин ДНР» Иван Охлобыстин (священник, актёр, писатель, панк). Помню, в 2017 году в переполненном Большом зале Псковской областной филармонии он объяснял сущность своих взглядов: «Готика, милитаризм, рашизм, Крым наш, Донбасс наш…». Партия «За правду» — это всё та же готика, милитаризм, рашизм… Только Прилепин не довольствуется Крымом, Донецком и Луганском.
«Если б подобное ополчение имелось в России в 2014 году, — стал мечтать на съезде Прилепин, — границы ДНР и ЛНР проходили бы радикально дальше. И как минимум мы бы имели Харьковскую, Херсонскую и Одесскую народные республики».
Как говорил нам три года назад Охлобыстин: «Я-то чувак странный, но ко мне приходят люди в три раза страннее». Такие люди на учредительный партийный съезд как раз и явились. Некоторые занимали высокие посты в «ДНР». Им бы пришлось по душе программное высказывание Охлобыстина: «Умирать, надеюсь, не придётся, но других заставим». Что-то похожее звучало и на съезде. Тем, кто собрался в московском зале, было тесно не только в этом зале, но и в России. Патриотизм, каким его понимают учредители партии «За правду», экспансионистский. По словам Прилепина, «Экспансия — дипломатическая, культурная, политическая, языковая, а в крайних случаях и военная — норма».
Художественный руководитель Ярославского театра драмы имени Ф. Волкова Сергей Пускепалис постарался объяснить, чем его партия отличается от других, тоже называющих себя патриотическими: «В базе и основе этой партии лежат традиционные ценности: «Семья, Родина, Великая Отечественная война…»
Иван Охлобыстин называет себя тушинским панком. Он просто обязан эпатировать и тем самым привлекать внимание. Но вся его панковская репутация спрограммирована, а действия просчитаны.
То же самое можно сказать и о некоторых других участниках проекта под названием «За правду». Когда-то «рашизм-милитаризм» казались маргинальными. Им увлекались такие старорежимные персоны как Проханов. А Эдуард Бояков в это время ставил пьесы по произведениям Владимира Сорокина. «Я считаю Сорокина большим русским писателем и готов служить ему», — говорил Бояков. Теперь служить Сорокину не выгодно. Сорокин не смог бы назначить его на пост художественного руководителя МХАТа им. Горького.
Когда-то Прилепин вёл программу на телеканале «Дождь» под названием «Прилепин», а ещё раньше принимал у себя дома непримиримого лидера группы «Телевизор» Михаила Борзыкина, певшего на концертах: «Твой Путин — фашист». Прилепин даже записал с Борзыкиным один трек.
Когда-то (в 2007 году) Прилепин вместе с Алексеем Навальным был соучредителем национал-демократического движения «Народ». Это было ещё сравнительно мирное время, и находиться в оппозиции было не так опасно.
Сам Захар Прилепин тоже человек не очень стеснительный. Партию свою он считает цивилизованной, но здесь важно, что он под этим понимает. На съезде он заявил: «В понятие цивилизованно мы вкладываем один смысл: всё, что способствует сохранению, усилению и расширению русской цивилизации — цивилизованно». Под такими словами, если убрать слово «русский», подписался бы даже Гитлер.
«Мы — мирная орда»
Несколько лет назад всплыла старая история об участии омоновца Прилепина в криминальных делах. Ходили слухи, что он, одевшись в омоновскую форму, грабил дальнобойщиков. Поклонники модного писателя Прилепина это с гневом отвергали — несмотря на то, что сам Прилепин в одном из интервью вскользь об этом проговорился. Но до 2016 года информация об этом оставалась в серой зоне. То ли грабил, то ли нет. Пока петербургский издатель и журналист Сергей Князев в интервью для «Делового Петербурга» прямо не спросил Захара Прилепина: «Дальнобойщиков, у которых вы, будучи омоновцем, 20 лет назад забирали груз, вспоминаете сегодня?».
«Никого я не грабил, это неправда», — попытался возмутиться будущий создатель партии «За правду». «Я могу показать интервью, где вы об этом говорите», — не отставал Князев, и вынудил-таки Захара Прилепина ответить: «Они везли в своих фурах с Кавказа по 10 тонн фруктов в каждой машине. Без всяких документов, абсолютно незаконно. Этот груз вообще можно было конфисковать и уничтожить. Если они отдавали немного для моей голодающей семьи, один арбуз и восемь киви — они не беднели. Все эти вещи заложены у них в бюджете. Яхт и особняков я на этом не нажил, а дети мои могли есть фрукты».
Было бы удивительно, если бы создание партии «За правду» тоже не заложили в бюджет. Прилепин во все времена был расчётлив и максимально циничен.
И о своих похождениях на большой дороге Прилепин тоже рассказывал без стеснения: «Россия долгое время жила по правилам теневого рынка, а я всегда жил одной жизнью с моим народом и этого совершенно не стесняюсь и про это искренне и честно рассказываю».
Это то, что Прилепин выдаёт за правду. Если «русский народ» в лице Моторолы и Гиви взял в руки оружие и пошёл воевать в соседнюю страну, то как Прилепин мог остаться в стороне?
«Мы — мирная орда, — спел на съезде основатель группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов, — Мы сами с усами…». Но всё же орда у русских людей больше ассоциируется с кровавыми набегами и данью.