Надежды на сколь-нибудь существенный отскок цен на нефть беспочвены – цены на мировом рынке “черного золота”, от которых зависит 60% поступлений на РФ иностранной валюты, рискуют остаться низкими “бесконечно долго”.
Об этом во вторник, выступая в Госдуме, заявила первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева, передает Finanz.ru.
“Ситуация на внешних рынках является серьезным фактором неопределенности”, – заявила Юдаева депутатам, комментируя концепцию налоговой и тарифной политики правительства на ближайшее время.
“Цены на нефть есть и будут низкими, возможно, и на среднесрочную и на долгосрочную перспективу. Есть много аргументов в пользу того, что период низких цен может продлиться долго, может даже почти бесконечно”, – сказала Юдаева.
По ее словам, мировой рынок энергоносителей переживает структурный сдвиг, и в то время как добыча “черного золота” растет, остается вопросом: нужно ли мировой экономике столько нефти, сколько хотели бы продавать страны-экспортеры, включая РФ.
“Электромобили, альтернативная энергетика – вот те факторы, которые в долгосрочной перспективе снижают цены на нефть”, – заявила Юдаева. Она добавила, что в бюджет вплоть до 2020 года (текущий горизонт планирования Минфина) нужно закладывать баррель не дороже 40 долларов.
Нефть по 40 на достаточно долгом горизонте – это мощнейший удар по федеральному бюджету, который почти наполовину наполняется нефтегазовыми налогами напрямую, а если учесть все косвенные эффекты (включая, например, импорт товаров на нефтяные деньги) – то на 84%, отмечает директор программы “Экономическая политика” Московского центра Карнеги Андрей Мовчан.
При этом рост российского ВВП на 99% зависит от динамики нефти: причем важен даже не сам уровень цен, а скорость, с которой они растут, добавляет он.
Чтобы выйти на мировые темпы роста – 3,5% – и сохранить прежнюю модель серьевого госкапитализма, России нужна нефть по 100 долларов за баррель, подсчитали экономисты РАНХиГС.
Пока же продажа нефти, по данным ЦБ, дает 26% всей поступающей в страну валюты; в целом нефтегазовый экспорт – 60%.
При этом продажи чего-либо, кроме нефти газа и нефтепродуктов, в 2016 году упали на 10% и принесли в страну минимальную за 7 лет валютную выручку – 128,3 млрд долларов. За январь-июнь несырьевой экспорт вырос на четверть, однако до уровня 2012-го года недотягивает больше 20%.
В любом случае рано или поздно России придется пересматривать уровень бюджетных расходов кардинально, говорит Мовчан.
“Скорее всего, мы увидим один из двух вариантов. Либо умеренное сокращение социальных расходов, резкое сокращение оборонных расходов и попытку вернуться к клиентской позиции по отношению к мировому сообществу: открытие рынков, запрос на кредиты, помощь МВФ. Либо резкое сокращение социальных расходов, сохранение расходов на оборону и безопасность и курс на полную экономическую и политическую изоляцию”, – рассуждает Мовчан.