Если температура воздуха стала постоянной, можно производить обрезку плодовых деревьев и кустарников. Лучше всего проводить такую ответственную работу в марте, на убывающей Луне.
Почки на ветке располагаются спирально, поэтому ветку обрезают до почки, «смотрящей» в наиболее выгодное для роста пространство.
Скелетные ветви, отходящие от ствола под острым углом (меньше 40°), хорошо растут, хотя вы сами знаете, как непрочно соединяются со стволом, и в этой развилке зажимаются ткани, часто загнивают. А когда такая веточка дает урожай, то часто ломается с тяжелыми суставными выдирами. Поэтому отгибайте такие ветки хотя бы до 45°, ставя распорки.
Каждая скелетная ветка вместе с отходящими от нее ветвями должна в общей кроне иметь свое «место под солнцем». В ярусных кронах количество крупных ветвей должно быть 8-12, у разреженных крон – всего 5-6.
Такая работа должна проводиться не только по весне.
Задачи обрезки – формирование прочного скелета дерева, обеспечение хорошего освещения всех участков дерева, их продуктивности и прочности и – для себя – облегчение ухода за деревом и ускорение его плодоношения. Если молодое деревце не обрезать, оно раньше заплодоносит, но быстро загустится и урожайность понизится. Почему-то все убеждены, что дерево нельзя трогать летом, потому что «идет сок». Вот и стоят деревья беспризорные, а в итоге теряется время, урожай. А ведь, к примеру, с молодыми деревцами нужно работать постоянно, а взрослые подчищать и прищипывать дважды за лето. Не забудем о фазах Луны, благоприятных для этих манипуляций.
Неухоженные, заросшие взрослые деревья можно исправлять в любое время, кроме, разве что, налива плодов. Но чем раньше это сделать, тем лучше.
Как выполнить срез «над почкой»?
Для выполнения среза «над почкой» необходимо выбрать хорошо развитую почку, направленную не внутрь, а наружу кроны. На рисунке показаны такие срезы. Первый, сделанный на уровне основания почки – верный; Рядом изображены неверные срезы. В одном случае срез задевает почку, и она может погибнуть, во втором – напротив, оставлен пенек, который сам может не зажить.