Россия собирает живую силу и технику для нового наступления. Уже в январе, но, вероятнее, весной, она может начать крупное наступление с Донбасса на востоке, с юга или даже из Беларуси, марионеточного государства к северу от Украины. Российские войска попытаются оттеснить украинские силы и даже могут предпринять вторую попытку взять столицу страны Киев.
Это не просто предположения, а оценка командующего вооруженными сила Украины генерала Валерия Залужного. В беспрецедентной серии брифингов за последние две недели генерал вместе с Владимиром Зеленским, президентом Украины, и генералом Александром Сырским, главой сухопутных войск, предупредил о предстоящих переломных месяцах. «Русские готовят около 200,000 новых солдат, - сказал генерал Залужный. - Я не сомневаюсь, что они снова пойдут на Киев». Западные источники сообщают, что командующий российской армией генерал Сергей Суровикин всегда считал, что этот конфликт продлится не один год.
За пределами Украины это мнение не разделяют. Там считают, что конфликт зашел в тупик, застряв в замерзшей грязи дорог. На протяжении месяца на 620 милях фронта боевых действий не было почти никакого движения. Адмирал сэр Тони Радакин, самый высокопоставленный офицер Великобритании, недавно заявил, что в настоящее время нехватка артиллерийских снарядов означает, что возможности для проведения Россией наземных операций «быстро сокращаются».
Видимость тупиковой ситуации подпитывает новый интерес к мирным переговорам. Президент Франции Эмманюэль Макрон, американский лидер Джо Байден и (по совершенно другим причинам) российский агрессор Владимир Путин в последние месяцы заговорили о дипломатическом решении. Многие на Западе, потрясенные страданиями и, что более эгоистично, уставшие от высоких цен на энергоносители, приветствовали бы такую развязку. Но украинские командиры утверждают, что переговоры не должны начаться слишком быстро, и они правы.
Если бы Украина попыталась остановить войну сегодня, заморозив линии фронта, русские могли бы лучше подготовиться к следующему нападению. Генералы Путина продолжают осуществлять свою программу подготовки и размещения недавно мобилизованных и переоборудования промышленности под военные нужды, в том числе, по словам украинских командиров, для производства артиллерийских снарядов. Замораживание конфликта повторит ошибку 3 лет, предшествовавших вторжению 24 февраля 2022 года. В это время Путин постоянно общался с лидерами Запада, которые ему потакали, и одновременно готовил свои армии к вторжению.
Высшая ответственность Запада - обеспечить провал любого повторного наступления России. Для этого необходимо увеличить поставки оружия, причем сделать это быстро. Украина использовала ракетные системы HIMARS, которые американцы поставляют с июня, успешно уничтожая российские склады боеприпасов и центры управления, что позволило украинцам быстро продвинуться сначала на северо-востоке, а затем на юге. Но Россия переместила многие подобные цели за пределы досягаемости украинских батарей HIMARS. Поэтому Украине нужны более мощные боеприпасы, такие как ракеты ATACMS, которые могут поражать цели, по крайней мере, вдвое дальше. И их нужно много. Также нужны обычные боеприпасы и артиллерия всех видов; плюс танки, вертолеты и многое другое.
Украине также нужна помощь в отражении российских атак на системы электро-, водо- и теплоснабжения гражданского населения. Цель этих ударов - разрушить экономику Украины, а также подорвать моральный дух украинских войск на передовой, которые беспокоятся о своих семьях дома.
Как объясняет генерал Залужный, в Украине заканчиваются запасы боеприпасов для имеющихся систем обороны (в основном это советские зенитные установки, перепрофилированные для борьбы с ракетами). Ей также нужна гораздо более мощная противоракетная оборона; американские системы ПВО Patriot, которые, похоже, в скором времени появятся в Украине, станут огромным подспорьем, но на обучение солдат их использованию нужно время, и поставить их нужно было несколько месяцев назад.
Если Украина хочет выйти из этого конфликта процветающей демократией, даже противовоздушной обороны будет недостаточно: ей также необходимо отвоевать больше территорий. Хотя в этом году российские войска захватили лишь небольшой кусок черноморского побережья Украины, они находятся достаточно близко ко всем крупным портам, удерживаемым Украиной, и угрожают судоходству. Кроме ограниченного количества зерна, поставляемого в рамках соглашения ООН, экспорт Украины все еще в значительной степени отрезан.
Захват новых территорий также помогает избежать заморозки конфликта, демонстрируя, что Путин рискует потерять даже те завоевания, которых он добился. При нынешнем положении дел у России есть сухопутный мост, который помогает пополнить запасы в аннексированном Крыму и угрожает южной части Украины. Напротив, если Украина перережет сухопутный мост и вернет себе северное побережье Азовского моря, она сможет вести переговоры с позиции силы, поставив даже Крым в радиус действия артиллерии. Таким образом, она сможет дискредитировать идею России о том, что Путин способен одержать победу, начав новую кампанию через несколько лет.
Украина все еще готова пойти на жертвы, которых требует война. Зеленский сказал, что «95 или 96% людей хотят деоккупировать всю свою территорию», вернув себе все, что Россия захватила в 2014 году, а также то, что она захватила в этом году. Он утверждает, что обещания Запада предоставить гарантии безопасности - плохая замена территориальной целостности его страны. В конце концов, аналогичные гарантии, предложенные Украине Америкой и Британией в 1994 году, когда она отказалась от советского ядерного оружия, размещенного на ее территории, оказались практически бесполезными всего 20 лет спустя.
У украинских доноров будет несколько иная точка зрения. Они считают, что вернуть все назад - это максималистская цель, которую Украине будет трудно достичь, не в последнюю очередь потому, что кое-где это будет означать освобождение тех, кто не хочет быть освобожденным. Именно из-за ядерных угроз Путина нужно сделать все возможное, чтобы Россия не одержала победу, но также и чтобы Украина не представляла угрозы признанным границам России. Украина также должна понять, что поток военной и финансовой помощи зависит от того, сможет ли она избежать соперничества внутри страны, и сможет ли она решить давнюю проблему коррупции.
При этом весь мир, включая Россию, только выиграет от провала реваншистской идеи о воссоздании старой Российской империи. Если Украина получит адекватную поддержку, ее командиры смогут продвинуться на значительное расстояние к побережью и, возможно, вернуть большую часть того, что Путин захватил с февраля. Чем больше территорий Украина сможет вернуть, тем больше шансов будет на длительный успех.