19-21 марта оккупированный Крым незаконно посетила международная парламентская делегация, в состав которой входили в том числе депутаты Сербской радикальной партии Воислава Шешеля. Это далеко не первый раз, когда сербские радикалы демонстрируют свою особую приверженность Кремлю. В частности, еще в конце 2015 года во время своего визита в Белград вице-премьер России Дмитрий Рогозин встречался с Шешелем, и даже преподнес ему в подарок несколько шкатулок с изображениями аннексированного Крыма, выразив пожелание получить в скором времени от лидера сербских радикалов какой-нибудь предмет, который символизировал бы возвращение Косова в состав Сербии.
Тем не менее, в сам период начала оккупации Крыма и его последующей аннексии, равно как и последующие за этим событием годы Шешель и другие сербские парламентарии воздерживались от посещения Крыма. Сербский политологВенцислав Буйич отметил в этой связи, что визит не ставил своей целью достижения далеких внешнеполитических последствий, и был направлен в первую очередь на внутрисербскую аудиторию в связи с предстоящими выборами.
Однако даже если посещение аннексированного полуострова представляло собой всего лишь предвыборный ход, это, тем не менее, является очень тревожным сигналом, свидетельствующем о том, что политическим трендом сербских политиков становится сближение с Москвой. Подтверждает это предположение и сам Венцислав Буйич.
«После результатов выборов в США и первых шагов Трампа все пророссийские силы в Сербии прямым текстом заявляют, что в зону влияния Путина теперь будет входить вся Восточная Европа, включая Западные Балканы, а ЕС и НАТО просто перестанут существовать или, по крайней мере, перестанут иметь смысл. На этом фоне большинство политиков стали придерживаться откровенно пророссийского курса», – сообщил он.
При этом столь выраженная пророссийская ориентация Сербии представляет собой угрозу не только для будущего этой страны, но и для ее соседей. Достаточно вспомнить недавний неудавшийся переворот в Черногории, когда черногорские власти открыто заявили о том, что именно Россия готовила террористические атаки и свержение правительства в их стране руками подконтрольных им сербских боевиков. Не так давно глава МИД Великобритании Борис Джонсон также заявил, что существует «крайне мало сомнений» в том, что именно русские стоят за попыткой государственного переворота в Черногории и даже покушением на лидера этой страны, равно как и за прочими «грязными трюками».
К слову, сами боевики не слишком стремились скрыть свои связи с Москвой. Так, глава предполагаемой диверсионной группы Александр Синджелич не раз признавался в своих особых отношениях с российским Министерством обороны, по заданию которого он, в частности, лично подбирал «четников» для участия в операции по аннексии Крыма и последующих боевых действиях на Донбассе. Другой обвиняемый в подготовке переворота и разыскиваемый в связи с этим Интерполом серб Неманья Ристич, не стесняясь, фотографируется с атташе по вопросам обороны российского посольства в Белграде, полковником Андреем Киндяковым и участвует во встречах с главой МИДа России Сергеем Лавровым.
Тем временем некоторые украинские СМИ уже высказали предположения, что неудавшаяся попытка смещения прозападного правительства Черногории станет далеко не единственной операцией подобного рода. В частности, некоторые издания со ссылкой на «Financial Times» отмечают, что пророссийские политики готовят в Черногории новый переворот, на сей раз под прикрытием незаконного «референдума» по крымскому сценарию. При этом роль «вежливых людей» в данном случае могут выполнять как российские «туристы», так и наемники из разных стран ЕС, включая сербов из Республики Сербской – составной части Боснии и Герцоговины.
Это предположение не лишено оснований, поскольку еще в начале текущего года глава Республики Сербской Милорад Додик, известный своими связями с Кремлем и российской разведкой, заявил, что боснийским сербам лучше создать единое государство с Сербией и сербскими территориями в Косово.
Ранее Додик уже отмечал, что Босния как государство не имеет перспективы, и что входящим в него образованиям – Республике Сербской и мусульмано-хорватской федерации – лучше полюбовно разойтись. Боснийским сербам, по его мнению, стоит создать единое государство с Сербией и сербскими муниципалитетами на севере Косово, к которому впоследствии присоединилась бы и Черногория. В связи с этим он анонсировал на первую половину 2017 года референдум по вопросу отделения Республики Сербской. Таким образом, Додик открыто озвучил свои намерения по нарушению госграниц как минимум четырех государств: Боснии и Герцеговины, Сербии, Косово и Черногории.
Судя по всему, подобную угрозу чувствуют и в Европе. Так, британский премьер Тереза Мэй, выступая на встрече в Брюсселе,призвала Европейский союз к более тесному сотрудничеству с западнобалканскими странами для эффективного противостояния российскому вмешательству.
«В свете предполагаемых попыток устроить переворот в Черногории я призываю нас всех сделать больше для противодействия российским кампаниям дезинформации, которые дестабилизируют ситуацию, и сделать более очевидным наш интерес к сотрудничеству с этим регионом», – заявила британский премьер.
Вскоре после выступления Терезы Мэй Бывший премьер-министр Черногории Мило Джуканович также призвал Европейский союз принять меры против разрушительного влияния России на Балканах. В частности, он отметил, что Москва представляет собой угрозу самому существованию Европейского союза, поддерживает крайне правые силы, выступающие против единства ЕС, и на этом фоне Черногория не является главной целью Кремля. При этом действующее правительство Черногории уже обратилось к Великобритании с просьбой оказать техническую помощь при защите от кибератак.
Как отмечается в британской прессе, Черногория утверждает, что «подверглась непрерывным кибератакам на государственные сайты в день, когда должен был состояться предотвращенный госпереворот, а затем, в феврале, столкнулась с другой волной атак».
«Британские и американские разведслужбы уже помогают этой стране с расследованием заговора, который имел своей целью переворот и убийство тогдашнего премьера Мило Джукановича 16 октября 2016 года… И Черногория, и британские официальные лица утверждают, что Россия стояла за заговором с целью переворота, так как хотела удержать Черногорию от вступления в НАТО», – отмечает автор публикации Бен Фармер.
При этом и сами черногорские власти, и западная пресса сходятся во мнении, что лучшей защитой страны от всех форм российской агрессии станет принятие ее в состав НАТО. На данный момент в американском Сенате происходит достаточно бурное обсуждение этого вопроса. При этом существует довольно высокая вероятность того, что Черногория может стать членом альянса уже в конце мая.