По итогам скандальных выборов в Австрии, где иммиграция была выставлена причиной почти каждой проблемы в стране, ультраправая Партия свободы (FPÖ) заняла второе место вслед за консервативной Народной партией. Консерваторы подхватили многие темы FPÖ, но выставили вперед симпатичного 31-летнего Себастьяна Курца. Он будет следующим канцлером Австрии.
А что же Партия Зеленых, которая обошла FPÖ в прошлом году? Она получила самый свой низкий результат с 1987 года.
Какой замечательный результат для ультраправой партии, которая еще годом ранее плелась где-то позади!
Конечно, это было громкая, некрасивая схватка между двумя центристскими партиями, которые обвиняли друг друга, среди прочего, в шпионаже. Но не стоит упускать из виду объединение, состоящее из молодых людей с аккуратными стрижками, университетскими дипломами и слабо замаскированными ксенофобскими взглядами, которые сыграли небольшую, но важную роль на воскресных выборах. Они называют себя «идентитаристами». К их огорчению, отчет о внутренней разведке с 2014 года называет их правыми экстремистами. Они обладают острым пониманием гласности и знают, за какие рычаги потянуть, но пытаются сохранить приличный внешний вид.
Как правило, максимум, на что они способны – надеть футболки с оскорбительной надписью, в которых они щеголяли в прошлом году в своей кампании против кандидата от Партии зеленых Александра ван дер Беллена. Они также раздавали листовки с фразой «Не мой президент».
Идентитаристы отчаянно пытаются дистанцироваться от явного насилия и расизма, даже когда они убеждают других, что миграция представляет собой угрозу европейской идентичности.
Как правило, они «оккупируют» пустынные пограничные станции ради рекламы. Но когда два года назад на демонстрации один из их числа бросил пепельницу в контрпротестующих, остальные попытались его удержать. Они также считают себя частью более широкого движения, поскольку в своей тактике многое переняли у «Идентаристского блока», который был основан во Франции в 2003 году.
Теперь, когда некоторые воззрения FPÖ можно найти в манифесте Себастьяна Курца, ситуация стала немного нелепой: «В данный момент они знают, что принесут FPÖ больше вреда, чем пользы, - говорит Катрин Глессель, автор книги «Идентитарист». - Все, на что они могут надеяться, - это работа второго или третьего ранга в Партии свободы».
Пусть так, но группа оказалась способной мыслить творчески, даже терпя неудачу.
После неоднократного освистания контрпротестующими в Вене, летом прошлого года идентитаристы отправились на побережье Средиземного моря, во всеуслышание объявив о намерении остановить спасательные лодки, привозившие иммигрантов в Европу. Вскоре эти моряки-любители застряли в Барселоне без денег и еды. Их обвинили в контрабанде. Даже у ультраправых есть такое понятие, как плохой пиар.
До того, как идентитаристы взялись за свои публичные трюки и странные пропагандистские видеоролики, в Австрии их представлял человек по имени Александр Маркович, который является большим поклонником Александра Дугина и выступает в качестве эксперта для Russia Today, когда телекомпания освещает новости в Австрии. Глессель считает, что Марковича сместили потому, что он слишком нехаризматичен и застенчив.
В Австрии представители правого крыла теперь на виду, чего не случалось ранее, и им отлично известно, что камера их любит.