Я внимательно изучил доклад «Коронакризис-2020: что будет и что делать», опубликованный 13 апреля ведущими российскими (независимыми и не очень независимыми) экономистами:
http://liberal.ru/…/koronakrizis-2020-chto-budet-i-chto-del…
…и пришёл к следующим выводам.
Во-первых, по моему мнению, таблица в конце статьи даёт слишком оптимистические прогнозы по нефти и росту/падению ВВП во всех трёх сценариях. Недооценён общий коллапс спроса на нефть сейчас, и недооценён слабый спрос на нефть в следующие два года из-за последствий, исторически почти ни с чем не сравнимой, глобальной экономической дислокации. Российский ВВП (и не только он, но речь сейчас о нём) чрезвычайно сильно зависит от цены на нефть – и это стало ещё более верным за последние 20 лет. Соответственно, недооценён масштаб прогнозируемого падения российского ВВП.
В 2009 году, при глобальной рецессии, когда мировой ВВП упал, и ВВП США был минус 2.5%, Россия «выступила» хуже всех, как из числа стран BRICS, так и из стран G-20. Российский ВВП тогда упал на 8% – это худший показатель из всех развитых и развивающихся стран. Прогнозировать в России падение ВВП на 8,6% в 2020 году только лишь в худшем сценарии немного наивно, при том, что мир столкнётся с экономическими проблемами масштаба Великой Депрессии. Более того, восстановление глобальной экономики в форме V в этот раз невозможно, и, в лучшем сценарии, это будет только лишь U, а в худшем – L.
В 2009-2010 гг. мир (кроме России) восстановился по сценарию V, что дало спрос на потребление нефти и быстрое восстановление её цены. Сейчас, уже очевидно, будет совсем другой сценарий как глобального восстановления, так и дальнейшего развития ценообразования на нефть. Я не удивлюсь, если ВВП в России упадёт процентов на 15, без какого-либо ускоренного роста потом, даже с этой, гораздо более низкой базы.
Такое падение ВВП – это катастрофа, и его почувствуют на себе, именно катастрофически, примерно 97% населения страны. Кроме этого, Россия столкнётся с проблемами финансирования бюджета, и не только из-за низких цен на нефть, но и из-за резкого схлопывания налогооблагаемой базы (у которой потом и не будет предпосылок особо расти). Путин и его ОПГ, совершив акты международного терроризма и военных преступлений, подвели Россию под международные санкции, так что финансирование дефицита бюджета на международных рынках капитала весьма затруднительно (мягко выражаясь). Кроме этого, Россия увидит невиданный с самого начала 90-х уровень безработицы, который приведёт как к социальным последствиям, так и к дополнительной нагрузке на бюджет, из-за необходимости финансового содержания этих людей.
Девальвация рубля подольёт масла в огонь, в процессе дальнейшего обнищания населения, но не послужит одним из источников экономического роста, как это было после кризиса 1998 года, потому что экономика, по большому счёту, почти перестала быть частной. А остатки малого и среднего бизнеса будут добиты к концу этого года. Его нишу займут путинские дружки, чиновники и ФСБшники, которые заберут себе обанкротившиеся бизнесы, создав сеть парикмахерских имени Ротенберга, сеть ресторанов имени Пригожина и сеть автомастерских имени ещё кого-нибудь из путинской ОПГ. Они сделают всё возможное, чтобы монополизировать рынок даже в этом сегменте, и будут сидеть на этой монопольной ренте, как они научились это делать ещё со времён их бандитской монополизации, например, рынка нефти и нефтепродуктов в бандитском Петербурге начала и середины 90-х. Путин и его ОПГ – мастера этих процессов. Они будут делать именно это и именно так, пока народ не выйдет с вилами и их реально не снесёт. А не выйдет – значит сам виноват, и будет прозябать и дальше. Ещё хуже, с цифровым ошейником, который тоже, при путинской ОПГ, будет только затягиваться.
Ну, и чтобы два раза не вставать.
Для целей дальнейшей аргументации на смежную тему дадим определения. Государство – его нет, оно демонтировано Путиным и его ОПГ. Бюджета, ЗВР и ФНБ тоже нет – они приХватизированы путинской ОПГ и превращены в их общак, который для них собрали налогоплательщики и пенсионеры. Да-да, и пенсионеры тоже – тем, что у них не нормальные, а нищенские пенсии, и что возраст выхода на пенсию повышен. Это тоже давало и даёт дополнительные высвободившиеся денежные средства в общак путинской ОПГ. Вот именно с этим – демонтированным государством вместо государства, и с общаком путинской ОПГ вместо бюджета, ЗВР и ФНБ, я хотел бы далее изложить свои аргументы, подразумевая под «государством», «бюджетом», «ЗВР» и «ФНБ» именно то, что я только что написал выше.
Нет никакого «огосударствления» экономики при Путине. Огосударствление экономики было бы, если бы многие частные (в прошлом) компании (например, Сибнефть) покупались государственными компаниями (Газпром), эффективно управлялись, и приносили государству прибыль (ну, в гипотетическом нереальном сценарии, которого в природе не может быть). И если бы эта прибыль распределялась между акционерами – гражданами России (несколько приближенный к этому сценарию пример – Норвегия).
Проблема в том, что Путин и его ОПГ просто приХватизировали финансовые потоки таких компаний, и национализировали убытки. Финансовые потоки воруются где как – на подрядах Газпрома по укладке труб в никуда, да вообще на всём, чем только можно. Но как только Роснефть теряет на своих авантюрах миллиарды долларов в Венесуэле, эти убытки сразу национализируются: потерянные активы передаются государству, т.е. налогоплательщикам и пенсионерам. Что украдено и крадётся через ВЭБ и ВТБ я перечислять не буду – все знают, какого масштаба это чёрные дыры, и сколько денег налогоплательщиков и пенсионеров там исчезло. Зато Алексей Миллер, Игорь Сечин, Андрей Костин, Игорь Шувалов и прочие купаются в роскоши, став долларовыми мультимиллиардерами. Пускать «налево» финансовые потоки они научились лет 25 назад и применили эти навыки при путинизме в астрономических масштабах.
Так вот, вся экономика России разделилась на государственную и негосударственную, и во второй категории есть, в том числе, т.н. малый и средний бизнес, а также индивидуальные предприниматели и самозанятые. Назовём тех, кто работает в государственной экономике, будь то «Жилищник» или Газпром, Росатом или Роснефть, Росгвардия или ФСБ – бюджетниками. Государственный чиновник Сечин (а он чиновник, на самом деле) и водопроводчик из «Жилищника» – бюджетники, оба.
И вот Путин такой выходит и объявляет всем отпуск, «выходные дни», с сохранием зарплаты, с конца марта по конец апреля, декретным образом.
Бюджетники, хоть Сечин, хоть водопроводчик, получат зарплаты из бюджета. А акционеры и наёмные сотрудники малого и среднего бизнеса, а также индивидуальные предприниматели и самозанятые, должны эту зарплату… взять из воздуха. Я сейчас пренебрегаю теми копейками, которые им выделил Путин – это даже не смешно.
Сечин и водопроводчик получат свои зарплаты из бюджета, который для них наполнили малый и средний бизнес, ИПшники и самозанятые, которые, в свою очередь, остались ни с чем – без выручки, из которой и можно было брать зарплату.
Вот так Путин, кроме всего прочего, ещё и разделил людей – на дармоедов-бюджетников, и на тех, кто на них ишачит.
И всё кончится вилами. Потому что это – грабли, уж которое столетие подряд…