Заявление бывшего канцлера ФРГ Герхарда Шредера в интервью немецкой газете Tagesspiegel о том, что Россия никогда не вернет Украине контроль над аннексированным Крымом и что нужно отменить санкции, введенные в отношении этой страны, вызвало реакцию среди украинских дипломатов и дискуссии в обществе.
Что стоит за заявлением Шредера, насколько популярны такие идеи в Германии, каковы возможные сценарии новой российской агрессии в Украине и при каких условиях Россия может вернуть Украине контроль над полуостровом – читайте в интервью со старшим экспертом Программы европейских, региональных и российских исследований Украинского института будущего (UIF), научным сотрудником Института евроатлантического сотрудничества Андреасом Умландом.
Старший эксперт Программы европейских, региональных и российских исследований Украинского института будущего Андреас Умланд рассказал, что экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер не одинок в своих высказываниях относительно аннексированного Крыма. По его словам, в Германии есть и другие политики, которые считают, что Россия не вернет Украине контроль над аннексированным полуостровом.
Андреас Умланд напомнил, что Герхард Шредер является членом совета директоров «Роснефти», и назвал его «представителем российского государства в Германии». В то же время политолог подчеркнул, что призывы о снятии санкций с России то и дело звучат в разных странах.
Россия последние шесть лет предлагала снимать санкции. Сейчас – новая волна, и Шредер явно вписался в эту российскую кампанию
«Сейчас идет явная кампания, не только от Шредера, но и других представителей России, дипломатов, политиков и пророссийских людей на Западе, которые заявляют, что якобы в той мировой экономической ситуации, которая возникла сейчас, нужно снимать санкции. На самом деле мне кажется, тут нет ничего удивительного. Россия последние шесть лет по разным причинам предлагала снимать санкции. Сейчас – новая волна, и Шредер явно вписался в эту российскую кампанию», – говорит он.
Признание этой аннексии попросту невозможно, это было бы нарушением основ международного права
«Он дискредитировал себя слишком явной работой в интересах Кремля, в его собственной социал-демократической партии относятся к его работе для «Газпрома» критически, и я бы не стал это переоценивать. Я не думаю, что такого рода аргументация помогает России, потому что признание этой аннексии попросту невозможно, это было бы нарушением основ международного права, и связь между санкциями и Крымом была не очень ловкой. Можно было развить более интеллигентную аргументацию в пользу снятия санкций, чем повторение того, что Крым – якобы российская территория», – отмечает Умланд.
Даже мировой кризис не сможет остановить этот санкционный режим
«Конечно, сейчас есть другие темы, которые конкурируют. И до этого уже был явный спад интереса и внимания Запада к Крыму и Донбассу. Но, с другой стороны, санкционный режим действует. Хотя сейчас есть опасения относительно того, будет ли Италия голосовать на следующем продлении санкций за их продолжение. Я думаю, что пока нет существенных изменений к лучшему на Донбассе, смягчения санкций не будет. Даже мировой кризис не сможет остановить этот санкционный режим», – считает Умланд.
Андреас Умланд отметил, что из-за кризиса и пандемии коронавируса Россия заинтересована в снятии санкций, которые лишают ее возможности долгосрочного финансирования на международных финансовых рынках.
Логика этого режима такова, что он не может показать слабость
«Это сужает коридор финансовой деятельности. Сейчас снижаются доходы от экспорта энергоносителей, в России умирает часть малого и среднего предпринимательства. Невозможность воспользоваться всеми международными инструментами рефинансирования бьет по российской экономике. Думаю, Россия хотела бы отделаться от своих собственных санкций касательно импорта продовольствия, потому что это ограничивает маневренность российской экономики. Возможно, сейчас настанут времена, когда импорт продовольствия станет важен для России. Но она не может сделать этого без отмены хотя бы части западных санкций. Логика этого режима такова, что он не может показать слабость», – говорит эксперт.
Россия хотела бы получить больше инвестиций и торговых партнеров. При санкционном режиме это трудно
«Думаю, что санкции имеют большое символическое значение: они дают многим государственным и негосударственным экономическим акторам во всем мире некий сигнал, и это, конечно, снижает инвестиционную привлекательность России. Она хотела бы изменить это и получить больше инвестиций и торговых партнеров. При санкционном режиме это трудно», – отмечает он.
Андреас Умланд считает, что в условиях экономического кризиса и пандемии коронавируса России будет все труднее финансировать аннексированный Крым.
У меня большие сомнения по поводу того, насколько Россия в будущем сможет позволять себе Крым
«За последние месяцы в Россию прилетели несколько так называемых «черных лебедей». Это американские санкции относительно «Северного потока-2»: мало кто ожидал, что они будут такими действенными. Потом – неудачная для России история сотрудничества со странами ОПЕК, где Россия нарушила договоренность, и в результате получилась торговая экономическая война, в частности, с Саудовской Аравией. Россия сейчас из-за этого страдает, и это меняет контекст существования путинского режима. Пандемия приводит к умиранию среднего и малого бизнеса, как и в других странах. Но особенность России в том, что она утверждает, что имеет финансовые средства, но пока не использует их, чтобы поддержать малый и средний бизнес. Все это меняет финансовую составляющую режима. Крым остается для России высокодотационным регионом, а в условиях, когда финансы сокращаются, эта крымская авантюра все больше будет под вопросом. У меня большие сомнения по поводу того, насколько Россия в будущем сможет позволять себе Крым», – говорит политолог.
Все идет к тому, что сама Россия в какой-то момент откажется от Крыма, но при Путине это исключено
«Все идет к тому, что сама Россия в какой-то момент откажется от этого, но при Путине это исключено. Поэтому я думаю, что пари, которое предложил Шредеру украинский посол в Берлине Андрей Мельник, немножко рискованное: там есть не только политическая, но и медицинская составляющая. Господин Шредер – 1944 года рождения, и мы ему, конечно, желаем долгой жизни, и сейчас еще больше желаем, чтобы он действительно увидел возвращение Крыма под контроль Киева. И сколько еще проживет Путин? Пока он будет держать рычаги власти в России в своих руках, Крым не вернется. Но думаю, что уход Путина будет означать изменение не только высшего руководства, но и режима. Может, даже государства России. Тогда, я думаю, и встанет вопрос возвращения Крыма», – подчеркнул Андреас Умланд.
По мнению эксперта, после смены режима Россия может не только потерять контроль над аннексированным Крымом, но и лишиться части своих территорий, в частности – некоторых регионов Северного Кавказа. Однако, по словам Умланда, вряд ли будет идти речь о полном распаде Российской Федерации, к тому же подобные сценарии не означают, что политическая ситуация может измениться к лучшему для Украины.
Не уверен, насколько было бы в интересах Украины иметь распадающуюся Россию
«Мне не верится, что такой распад еще раз возможен. Думаю, что Россия останется, что может быть и к лучшему: если представить, что возникнут какие-то государства, которые будут иметь оружие массового поражения, может случиться, что они будут совсем не прозападными и проукраинскими, еще более агрессивными, чем Российская Федерация. Поэтому я не уверен, насколько было бы в интересах Украины иметь такую распадающуюся Россию. В любом случае, я думаю, что это маловероятный вариант», – отметил он.
Пока нет технологического решения вопроса с пресной водой, боюсь, что Россия может решить этот вопрос военным путем
«В частности, это вопрос снабжения Крыма пресной водой, который, думаю, с каждым годом будет становиться все более острым, и вопрос с Северо-Крымским каналом. Наверное, в Москве есть люди, которые считают, что нужно завоевать этот канал до Днепра, чтобы снабдить Крым. Пока нет технологического решения вопроса с пресной водой, боюсь, что Россия может решить этот вопрос военным путем. Это было бы ужасно: большая война поблизости наибольшей энергоатомной станции в Европе – действительно апокалиптический сценарий, который я не исключаю. Но, с другой стороны, думаю, Россия сейчас занята сама собой, и пока не хочется верить, что возможна такая эскалация», – подчеркнул Андреас Умланд.
По словам эксперта, реакция международного сообщества на эскалацию в Азовском море была сдержанной и «дала сигнал России, что на юге можно больше заниматься такими маневрами, чем в Восточной Украине».