Президент РФ Владимир Путин может влиять на избрание нового президента Украины. Такое мнение российский оппозиционер и политический эксперт Константин Боровой выразил в интервью UAportal.
- Сегодня самое опасное – сохранение статуса фактического сателлита России. Сейчас Россия применяет разнообразный инструментарий против Украины. Если раньше преобладающим инструментарием были военные действия и оккупация, то теперь включились инструменты экономические – очень мощные, очень сильно воздействующие.
Понимаете, страна потихонечку погружается в состояние слабости, зависимости от России. Чем Украина слабее в экономическом плане, в плане влияния власти на процессы, которые происходят внутри страны, тем больше Украина становится зависимой от олигархов, а на самом деле от денег, от России.
Через некоторое время учитывать Украину как геополитический фактор никто не будет. Ну, страна с коррумпированной властью, с неэффективной экономикой, по существу являющейся продолжением неэффективной экономики России. И переход в то же состояние, в котором находится сейчас Россия.
Поезд между Москвой и Киевом можно остановить – это легкое решение. Но экономические связи, торговые связи остановить труднее. И у меня такое ощущение, что Россия в ближайшем будущем будет использовать этот канал Украины – торговый, информационный – именно как возможность сохранить торгово-экономические связи с Западом.
Это не давление на Украину. Это экономический рычаг управления. Оказалось, что он очень мощный. Оказалось, что агентурные сети уже сыграли свою роль, а экономические связи с этими олигархами легко позволяют управлять политическими процессами в Украине.
По существу, идет подкуп олигархов, которые беднеют. Они беднеют просто на глазах. Они уже не могут выкачивать ресурсы из Украины, которые было возможно выкачивать – просто потому, что их нет. Украина стала беднее. Повышается роль и сила этого российского экономического рычага.
Следует ли опасаться, что будет расшатываться внутриполитическая ситуация в стране?
- Я не думаю, что Кремлю интересно и важно расшатывать ситуацию в положении, когда все под контролем. Сегодня Кремлю всё подконтрольно через существующие связи и инструменты. Влиять на этот процесс очень легко.
Президента Украины будет назначать Путин, это же ясно.
Порошенко подготовил условия для того чтобы экономическими инструментами продолжала формироваться политическая система Украины. Все эти коррупционные связи сегодня действуют очень эффективно. Триада - политики, олигархи и спецслужбы. Всё, как в России.
Воздействие на спецслужбы очевидно, воздействие на олигархов очевидно – это экономические инструменты.
Сегодня Европа пытается отвязаться от экономической, от энергетической зависимости от России. И США призывают их к этому, и сами они это понимают. А Украина в этих условиях развивает экономические связи.
Станислава Краснова, который пытался организовать блокаду Крыма, называют агентом ФСБ и чуть ли не сажают. А связи эти растут. Вдвое вырос оборот.
Это значит, что происходит проникновение в Украину этих экономических инструментов из России. Вместо того, чтобы после оккупации какими-то политическими и экономическими способами отгораживаться от России, Украина все больше и больше развивает эти связи.
Тут же есть еще один момент. Украина требует санкций против России, и правильно делает. Санкции, которые позволили бы вернуть Крым, освободить восток Украины. И в то же самое время сама, в нарушение этих санкций, выступает в роли их компенсатора для России.
С сожалением должен сказать, что мое наблюдение за формированием гражданского общества в Украине привело меня к очень твердому убеждению. Гражданское общество сегодня в Украине очень слабо.
Для меня первым звоночком была ситуация с Михаилом Саакашвили. Тогда я усомнился в том, что в Украине гражданское общество вообще есть. Использование спецслужб в политической борьбе, прямое нарушение закона, гражданских прав, на которые гражданское общество ну никак не отреагировало. Испугалось.
Таких примеров много. Тот же Станислав Краснов.
Так что с гражданским обществом в Украине всё сложно. Оно, безусловно, формируется, но так медленно и так неуверенно…
Понимаете, мы все получили в бэкграунде состояние сознания, которое называется "совок". Кроме всего прочего, это ведь еще и законы психологические, законы состояния и функционирования психики. Ну вот не хочется признавать войну, убийства. Люди пытаются от этого отгородиться.
Популярна позиция – сейчас в Украине она почему-то получила развитие – что в Советском Союзе была стабильность, было регулирование, стабильные цены, никакой безработицы. Это тоже "совок".
Если говорить глобально, то Украина фактически свернула с пути демократических преобразований и, видимо, в перспективе у Украины очень незавидная судьба, связанная с бедностью страны, народа. Такая африканская коррумпированная власть, бедное государство, нищий народ.
Видимо, в том направлении движется Украина. К сожалению.
Как мы можем, во-первых, предотвратить "назначение" Кремлем нам президента и, во-вторых, сворачивание с пути демократических преобразований?
- Сейчас никак, просто никак. Ничего сделать нельзя. Гражданскому обществу надо было вставать, защищаться, сопротивляться в момент, когда решался вопрос с Михаилом Саакашвили. Когда его арестовывали, лишали гражданства и выселяли – действующего украинского политика. В тот момент надо было делать Майдан.
Теперь уже всё, поздно. Перспектив никаких. Украина попала в колею, из которой выбраться, похоже, невозможно. Я не вижу путей, с помощью которых это можно преодолеть. Новая власть, вне зависимости от названий, никак не будет отличаться от старой. Та же коррупция.
Украина превращается в вариант токсический. Это другая, чем в России, токсичность. Это не токсичность империи, которая отравляет все вокруг. Это другой компонент токсичности. Это государство, которое погружается в то состояние коррумпированной власти, неработающей экономики, спецслужб, которые пытаются быть политической силой, спецслужб, которые связаны с российскими спецслужбами.
Вариантов никаких. Где выход? Выхода нет. Я боюсь, что уже никакой Майдан не поможет. Я, конечно, надеюсь, что Майдан как-то повлияет на ситуацию, но радикально это уже не поможет. Я очень пессимистичен относительно будущего Украины.