Ангелу Меркель ждет великое будущее. Как Маргарет Тэтчер, Гельмута Коля, Уинстона Черчилля, Михаила Горбачева, Шарля де Голля и многих других великих людей, коронованных историей после ухода с политической сцены. Сейчас же она переживает все то, что досталось в конце карьеры ее великим предшественникам- усталость, разочарование, ощущение пустоты.
Кажется, что все вернулось на 16 лет назад, когда она привела свою партию к грандиозной победе над социал- демократами, отправив канцлера Шредера в нокдаун, от которого он очнулся лишь в Москве.
Впрочем, нет, сейчас все хуже. Вчера рейтинги ХДС/ХСС впервые за эти 16 лет сравнялись с популярностью красных, социал- демократов: 22 процента против 22, при этом такого низкого показателя популярности у партии Меркель просто не было никогда в истории. Пришедший от этого в ужас эксперт босс Forsa Манфред Гюлльнер, чей институт определяет барометр тенденций RTL / NTV, заявил, что цель - набрать более 30 процентов на сентябрьских выборах, установленная Союзом, - реалистична, если родственные партии изменят своего кандидата на пост канцлера и назначат вместо Лашета Зёдера. На языке политкорректности это означает, что на надеждах ХДС/ХСС победить на выборах и сформировать правительство можно ставить крест: подобная замена невообразима.
Значит, черным пора снова уходить в оппозицию, откуда их вытащила 16 лет назад малоизвестная стране любимица канцлера Коля Ангела Меркель.
«Партия ХДС долгое время сторонилась Меркель - женщины, восточной немки, протестантки, физика. Это было время, когда умные, амбициозные женщины считались "утомительными", вспоминает Улла Шмидт, которая занимала должность министра здравоохранения в первом кабинете Меркель. -Тот факт, что в то время женщины часто занимались семейной и женской политикой, был связан с образованием. Среди политиков почти не было женщин, изучавших математику или физику. А комплименты в те времена звучали примерно так: "Ты не такая уж страшная - зачем ты идешь в политику?", -рассказывает Шмидт.
Физика, возможно, и утешает сейчас уходящую Меркель: ведь, философски говоря, физика - это наука о том, что все проходит и ни один результат не вечен, незыблемы только принципы.
Ну что ж, от своих принципов Меркель за 16 лет так ни разу и не отступила. И наверное, два этих мучительных и пустых визита в Москву и Киев - тому подтверждение: личное отбрасывается, цель оправдывает унижения.
Я не могу найти другого ответа, объясняющего эти изнурительные для Меркель поездки.
В Москву она прилетела в двадцатый раз. Кремль до последнего надеялся ее отвадить. Накануне визита российский МИД официально обвинил Германию в отравлении Навального после того, как он здоровым, но в коме покинул территорию России. Она все же полетела. Сказала все, что должна была сказать, услышала все, что ожидала услышать.
То же и в Киеве. Дошло до того, что в Борисполь не пропустили встретить канцлера мэра Киева и ее старинного знакомого Виталия Кличко.
Что заставило ее на излете политической карьеры принимать эти горькие и, увы, бесполезные пилюли?
Вот говорят, что она сухой прагматик. Ну извините, это скорее фанатизм, чем прагматизм!
От людей, давно с ней работающих, я слышал, что она вообще не умеет обижаться. Однажды она даже посоветовала этот рецепт Путину:
не надо так болезненно реагировать на критику; ей самой приходилось порой терпеть ее. "Если бы я каждый раз сразу обижалась, я не пробыла бы канцлером и трех дней", - сказала она. Впрочем, это было давно, в этот раз она дружеских советов своему визави не давала.
И конечно же, не показала и толики обиды, получив от Путина очередной букет цветов: дипломатический протокол запрещает подобные выходки - и нигде в мире, кроме Москвы и Минска, канцлеру не напоминают цветами, что она - всего лишь хрупкая женщина. Но обижаться - значит переходить в оборону, так считает Меркель. А в Москву она приехала не за этим. За чем? Не берусь гадать. Многие говорили: за Навальным. Но это же даже не смешно!
Уверен, мы узнаем и относительно скоро: Меркель обязательно напишет подробные мемуары. Может быть, даже раньше, чем другие политики ее класса, к следующим выборам Бундестага, когда понадобится вытаскивать ее партию из болота оппозиции и каждый информповод окажется бесценным.
«Меркель была первой женщиной на посту канцлера. И она станет первой, кого не отстранят от должности путем голосования, а кто просто уйдет. Она будет женщиной-бывшим канцлером. И снова ей придется изобретать что-то новое. Ни один из ее предшественников не сможет стать для нее примером для подражания", - написала Die Zeit.
А вот она, я убежден, таким примером станет. Когда сойдет снег мелких разочарований, наступит время сказать, что Ангела Меркель, пройдя за 16 лет со страной и Европой большой круг, подняла и ту, и другую на новую орбиту. Физик бы сказал: дала им новую энергию.
Это и был ее самый важный шаг.